Книга: Frederik L. Schodt «Manga! Manga!: The World of Japanese Comics»

Как-то по работе мне пришлось довольно плотно столкнуться с индустрией манги и аниме (вообще, в области entertainment это вполне нормально, когда разные зоны индустрии развлечений взаимопроникают: множество игр и фильмов сделаны по аниме, и наоборот). При этом я никогда не мог бы сказать, что был фанатом этого жанра (в отличие от моих старших дочек). В детстве у нас особо никаких комиксов не было, не говоря уже о японском их проявлении в виде манги, а всё знакомство с аниме ограничивалось парой мультфильмов, допущенных на экраны кинотеатров СССР. Я вот пусть и смутно, но запомнил два: «Таро, сын дракона» (очень мне понравился в детстве), и позднее просмотренный «Кругосветное путешествие кота в сапогах«. Но вот только не знали мы тогда, что это аниме.

Ну а более плотно столкнувшись с этим, в какой-то момент решил изучить предмет получше. Потому что некоторые проявления были очень странными для меня, выросшего в совершенно другой культуре. Например, когда мы готовили запуск игры «World of Tanks» в Южной Корее, все обучающие материалы наш корейский офис создавал чуть ли не с нуля, и для меня эти страницы на сайте выглядели дико — это было огромное полотно в виде комикса-манги. Ну просто они так привыкли получать информацию.

Всё более погружаясь в тему, я узнал много интересных фактов, о которых все любители аниме знают, но обычные обыватели даже не слышали. Например, что очень многие известные западные франшизы имеют либо японские корни, либо были просто украдены у японских авторов ввиду своеобразного отношения к авторским правам на тот момент. Самые яркие примеры, просто чтобы вы размах понимали:

  • «Уникальная» история Диснея про львёнка, названная «Король Лев» и имевшая оглушительный успех, — это во многом американская интерпретация японского мультфильма «Кимбо, белый лев» Осаму Тезуки. Там не только история, а даже многие раскадровки взяты чуть ли не один в один. Интересно, что Осаму Тезука сейчас почитается в Японии как отец всей манги и аниме, но в своё время пришёл в профессию под влиянием ранних мультфильмов Уолта Диснея
  • Практически все западные франшизы про огромных человекоподобных роботов — из Японии. Или же тоже украдены у японских авторов. В роботах вселенных Robotech и Mechwarrior можно узнать их оригинальные версии из аниме Рёсуке Такахаси

Про историю становления западной индустрии комиксов я уже имел представление, в том числе по сделанной в виде комикса книге «История комиксов«, о которой я ранее писал в этом блоге.

И тут коллега, Оливер Бардер, который, кажется, знает всё о меха-вселенной и японском аниме, а также ведёт тематическую колонку в Forbes, посоветовал прочитать книгу «Manga! Manga!: The World of Japanese Comics». Изначально книга была издана в 1983 году, и её автор, Фредерик Шодт, получил за неё премию имени Осаму Тезуки. Книга несколько раз переиздавалась, но на русском, кажется, никогда не выходила. Однако её активно читают все, кто плотно интересуется историей японской изобразительной культуры и нынешнего бума манги-аниме в мире. Многие даже ссылаются на неё в своих научных работах.

И, в общем-то, есть за что. Вопреки своего названию, это не просто книга про жанры манги и аниме. Это целая история, как Япония пришла к этому виду творчества, из чего оно зарождалось, какие трудности преодолевало, и к чему пришло.

Книга структурно делится на две части. В первой собственно и рассказывается вся история изобразительного искусства в Японии. А во второй автор приводит четыре примера — небольшие фрагменты из манги разных авторов, специально адаптированные для западного читателя (напомню, что настоящую мангу читают справа налево).

Но наиболее интересна, разумеется, первая часть.

Свою историю автор начинает с тех времён, когда японские авторы пытались запечатлеть какие-то сцены из современной им жизни или мифологические истории в виде отдельных картинок. В России то же самое происходило с лубочной живописью. Далее показывается, почему и какие именно темы присутствовали.

Постепенно истории становились объёмнее, а стиль рисования сложнее. И затем Япония близко следовала зарождавшейся на Западе истории комикса, поскольку в то время многие японские художники следили за своими коллегами, а проникновение западной культуры стало расти. Стрипы в газетах, короткие зарисовки из жизни, веселившие читателей между серьёзными статьями, — всё как у западных коллег. Позднее стали вырисовываться отдельные группы художников, своими рисунками пропогандировавшие свои идеи (ну прямо наши зарисовки времён Гражданской войны и борьбы мирового пролетариата).

Но затем пришло время противостояния. Япония напала на Перл-Харбор, чем начала войну с США. И тут уже империалистическое правительство вовсю задействовало машину манги в пропагандистких целях. Собственно, то же самое делали и американские коллеги, при этом часть японских художников переметнулись на сторону «врага». Картинки намного лучше воспринимались и брали за живое, совсем не так, как сухой текст.

Цензура не позволяла ни на йоту отойти от разрешённых тематик. Любое свободомыслие просто не допускалось. Но когда Япония с позором капитулировала, оковы спали. И художники вновь взялись творить. Однако если в Америке послевоенных лет с комиксами стали бороться как с пропагандирующими жестокость и насилие, Японию эта страсть миновала. Нет, там тоже пытались бороться с набиравшей популярность мангой, однако без ошеломительного успеха.

Более того, эту способствовал и статус художников (в отличие от западных собратьев, вся слава и большая часть денег тут доставалась именно художнику, а не издателю), и особенные культурные отличия, в которых не считалось зазорным изображать «сортирные шуточки», эротику, многотомные графические новеллы на профессиональные темы (включая практически все виды спорта), и прочие вещи, недопустимые в то время в Америке. Это намного позже Миллер выпустит свой мрачный и жестокий «Город грехов», воодушевляясь именно японской мангой.

Наступило время, когда индустрии комиксов и манги стало бурно развиваться, но по разным путям. И когда телевидение стало более доступным, манга плавно стала перетекать в аниме, всегда шагая рука за руку. Американские комиксы намного меньше были связаны с анимацией и кино. Лишь в последние пару десятилетий они обрели ошеломительный успех (все фильмы Marvel), но до размаха Японии им всё равно далеко.

В Японии автор манги и аниме чаще всего и художник, и автор текста, и (в случае аниме) режиссёр. Настоящий отец своего произведения. И авторы пытаются охватить практически всю доступную аудиторию. От мала до велика, невзирая на пол и социальный статус. Не удивлюсь, если у них будут (или уже есть) манга для младенцев. Книги с мангой в Японии можно увидеть везде, а герои популярных аниме становятся национальными героями, им даже ставят памятники.

В общем, эта книга — дейстительно очень хорошее погружение в тему, позволяющее понять, почему нынешняя манга — такая. И почему в Японии так боготворят известных художников и создателей аниме. И говоря «боготворят», я не лукавлю, их там реально чуть ли не небожителями считают. Книгу стоит прочитать чтобы даже просто больше понять японскую культуру.

В то же время текст показался мне суховатым. Очень много фактов, но книга больше похожа на энциклопедию, чем на историю, за которой легко идти и следить. Может, поэтому у меня чтение и заняло довольно много времени.

Отдельно стоит сказать, что ближе к концу автор уделяет внимание тому факту, почему аниме и манге так тяжело проникнуть на западные рынки, и что эта ниша всегда будет небольшой. Спустя почти сорок лет с момента выхода книги мы можем увидеть, что эта «ниша» неожиданно сумела преодолеть многие барьеры и стать востребованной во всём мире. Даже такие гиганты видео-индустрии как Netflix бурными темпами наращивают свой каталог аниме, добавляют в него классические работы и с радостью добавляют новые. Однако нужно признать, что если хоть когда-нибудь манга и аниме достигнут того культурного феномена, которым они сейчас являются на родине, наступит это ой как не скоро. А может, и никогда.

Моя оценка: 3.5/5

divider

Купить эту книгу:

divider

One comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s