Песни второго дыхания

В сентябре я уже писал про замечательные песни из довольно посредственных фильмов. Но поскольку песни и фильмы нынче связаны неразрывно, сегодня хочу написать про несколько песен (или мелодий), которые получили второе дыхание (а порой даже более сильное), чем оригинальные версии. Иногда это просто интересная кино-аранжировка, иногда — совсем иное «прочтение». Но я приведу примеры очень удачных, на мой взгляд, адаптаций. И именно кино- (или сериальных), поскольку бывают просто замечательные каверы, их сейчас в расчёт не берём, иначе можно просто потонуть.

Так что критерии для меня были простые:

  1. Прозвучавшая в песне мелодия или песня существовала задолго до выхода фильма и стала известной
  2. Вышла именно как часть фильма (саундтрек)
  3. Лично мне кажется очень интересной и в чём-то даже лучше оригинала

Начну с фильма, который вообще богат на такие «вторые дыхания», — это «Стиляги» Валерия Тодоровского (о боже, фильму уже 13 лет, а кажется, что вот только вчера!) Там вообще все номера отличные, поэтому я выделю лишь три самых-самых.

В 1991 году группа «Ноль» выпустила песню «Человек и кошка». Никогда не был поклонником этой группы (хотя знал отдельные песни), но версия из фильма в исполнении замечательного Сергея Гармаша — великолепна. Надо отметить, что Гармаш почти не отошёл от оригинала, да и аранжировка близка. Но получилось очень и очень хорошо:

А вот следующие два примера — это уже творческое переосмысление.

Начну со «Скованных одной цепью» группы «Наутилус Помпилиус». В фильме ей изменили текст, а смысл, кажется, тоже стал почти противоположным. А уж по напору подачи точно выигрывает у оригинала:

Но больше всего я полюбил песню, которой тоже полностью изменили текст, при этом исполнением привнеся в неё столько лиричности и романтики, что я совершенно был ошарашен, когда впервые услышал ТАКУЮ версию любимой с детства «Восьмиклассницы» группы «Кино». Прямо фрагмент фильма с песней не находится почему-то, есть только хороший звук с нарезкой кадров из фильма:

Но в фильме и все остальные номера достойны внимания.

Теперь немного коснёмся западной музыки. Думаю, многие знают известную песню группы «Rolling Stones» под названием «Paint It Black». В сериале «Westworld» есть замечательная сцена, где герои оказываются в мире средневековой Японии, и на видеоряд там положена очень интересная аранжировка музыки этой песни. Она начинается со спокойной подачи, но чем активнее события на экране, тем более резкой и агрессивной становится мелодия. Я теперь этот вариант слушаю чаще оригинала:

И всё же вернусь к отечественным фильмам, просто тут примеров у меня больше. Но очередной интересен тем, что изначально песня как раз таки была для кинофильма, а затем получила второе исполнение и вторую жизнь снова в кинофильме. В 1984 году в СССР вышел кинофильм «Капитан Фракасс» с совсем молодыми Олегом Меньшиковым и Леонидом Ярмольником в ролях. Там несколько замечательных песен на стихи Булата Окуджавы, и среди них — «Дождик осенний» в исполнении Елены Камбуровой.

А в 2005 году, снимая экранизацию романа «Турецкий гамбит» Бориса Акунина, ту же самую песню дали исполнить главной героине в виде романса в салоне. Ольга Красько исполнила песню близко к оригиналу, но голос совершенно не такой, как у Камбуровой, и потому «прочтение» тоже оказалось иным. Я сейчас даже не скажу, какой вариант мне больше нравится. Но в «Турецком гамбите» вышло очень нежно, как мне кажется:

Двинемся ближе к современным годам. В 2019 на экраны с помпой вышел фильм «Союз спасения» о восстании декабристов 1825 года. Фильм — полная шняга, ибо если ты не знаешь, кто это и чего хотят, то не поймёшь ничего. Да даже если и знаешь, всё равно не поймёшь. Но снято красиво, с замечательным саундтреком.

И одной из основных тем фильма авторы взяли аранжировку песни «Прогулки по воде» уже упоминавшейся выше группы «Наутилус Помпилиус». Песня — одна из моих любимых в творчестве группы, а тут авторы ещё явно решили поиграться, ведь главный герой фильма — Сергей Муравьёв-Апостол, а в песне поётся про апостола Андрея.

В фильме звучат несколько аранжировок этой мелодии, с разным акцентом и агрессивностью подачи. Вначале более радостно, задиристо, я бы сказал, и намного печальнее к концу. Но обе версии получились очень интересными. Вот один из вариантов:

На этом пока всё. Если вспомню ещё, или если друзья в комментариях накидают примеров, будет новый пост.

Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s