Смерть белорусского IT: как убить успешную индустрию

Как бы ни пытались официальные лица Беларуси приукрасить ситуацию, исход IT из страны — это факт. А ведь многие годы IT-отрасль была визитной карточкой страны и довольно существенной долей в ВВП.

На днях в очередной раз пришлось обсуждать, что же теперь будет с этой отраслью, и когда она восстановится. К сожалению, мой прогноз неутешителен: больше Беларусь не будет IT-страной никогда. Ну или в ближайшие десятилетия. Я могу ошибаться, я так себе экономист, но попробую тут сформулировать, на основании каких соображений я так считаю.

Но для начала — об истории вопроса.

Беларусь стала сильна айтишниками не на пустом месте. Во времена СССР Минск был сборочным цехом, в том числе и вычислительной техники. Именно в Беларуси делали большие ЭВМ «Минск», а затем и ПЭВМ ЕС, за которыми даже в моём подростковом возрасте гонялись, ибо это были IBM-совместимые машины, которые можно было купить домой и худо-бедно пользоваться всеми благами личного компьютера.

Разумеется, для поддержки такой техники нужны были соответствующие специалисты. Именно их начали готовить в республиканских вузах. Поэтому и программы были разработаны. За право подготовки лучших программистов боролись БГУ (Белорусский государственный университет) и МРТИ (Минский радио-технический институт, ныне — БГУИР, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). Причём, видимо, и по сей день идут войны, кто же из них лучше (хотя, по моему мнению, БГУ ввиду своей программы всегда был нацелен на прикладников с уклоном в математику и алгоритмику, а БГУИР — «системников», поскольку намного больше погружались в низкоуровневые вопросы «железа»). Тем не менее, оба университета (а теперь ещё и другие) готовили очень хороших специалистов, многие из которых нынче работают во всемирно известных компаниях, или сами их создали.

В начале 90-х годов мало кто считал, что программисты будут нужны в этом мире. Меня даже убеждали, что это вымирающая профессия (да-да, было и такое, году в 1992-93). И даже когда я получил диплом (1999 год), эта профессия уже хотя и была востребована, но в денежном вопросе уступала большинству иных, классических. Вот собирать компьютеры и торговать — это было денежно и престижно. А писать программы — да лучше на завод мастером иди.

Но спрос всё же начинал формироваться. А вот университеты уже даже в эти годы начали заметно не поспевать за этим самым спросом. В моём родном БГУ была прекрасная школа математики, а вот реально прикладные знания мало кто мог дать студентам. Либо увлечённые профессией самородки, которых по пальцам можно было пересчитать. Либо преподающие ради хобби, зарабатывающие деньги уже в своём компьютерном бизнесе. Или же, к сожалению, доживающие свой срок на ниве препопадавания, но ни черта не понимавшие в современных реалиях. Последние и научить ничему не могли, и сдавать им можно было абсолютно любую ахинею, они всё равно ничего не понимали и принимали за чистую монету.

И когда вдруг спрос начал расти, многие поднимающиеся в IT компании постепенно начали создавать собственные курсы, ввели стажировку и даже бесплатное обучение, чтобы готовить кадры впрок и желательно самим себе. Таким путём пошёл EPAM, позже подхватывали и другие, в том числе и Wargaming, в котором я проработал без малого 12 лет. То есть бизнес стал не только зарабатывателем денег, но и образовательным центром для будущих специалистов.

В 2005 году в Беларуси был создан Парк высоких технологий (ПВТ) — IT-кластер, дававший своим резидентам значительно более приятные условия ведения бизнеса, чем государство позволяло остальным юрлицам. Это были и сниженные ставки подоходного налога, и отсутствие налога на прибыль, и многое другое. Главное, что вступление в ПВТ позволило IT-компаниям совершенно легально платить высокие зарплаты своим сотрудникам, эта профессия стала ещё востребованнее, качество оставалось высоким, в страну потекли инвестиции. И как следствие — начали резко расти отчисления в бюджет. При этом качество белорусских программистов было очень высокое благодаря хорошей образовательной базе, доставшейся ещё от СССР. IT-отрасль стала белой вороной: там были довольно честные налоги, высокие зарплаты, стабильные контракты и почти отстутствовал излишний контроль со стороны компетентных органов.

И отрасль начала расти, появилось множество продуктовых компаний, ставших затем всемирно известными. Перечислю лишь немногие: EPAM, IBA, Wargaming, Flo, Viber, TargetProcess, и многие другие. Беларусь стала своего рода брендом качественной разработки. Инвесторы с удовольствием и довольно спокойно вкладывались в эту отрасль. Многие компании стремились создавать свои офисы разработки в Беларуси, поскольку это было выгодно по соотношению цена/качество.

Ситуация кардинально изменилась в 2020 году, после протестов по поводу очередных выборов президента. В речах официальной власти вновь зазвучала риторика про зажравшихся айтишников, вскормленных Западом. Однако власть не учла, что именно эти ребята сравнительно легче могли сняться и уехать. Во-первых, IT нужны везде. Во-вторых, именно в этой отрасли многие владели английским языком, поэтому переезд в другую страну не столь страшен. И в-третьих, программный продукт — это не что-то, привязанное к местности. Это завод по производству тракторов не так просто перенести. IT-компания — это в первую очередь мозги, люди. А они могут и удалённо работать, и офис поменять проще, чем новый завод построить.

И на волне репрессий и ужесточения политики государства к IT-компаниям начался отток. А когда государство ещё и нарушило собственные обещания, в один день изменив гарантированные законом условия игры для резидентов ПВТ, да стало сажать топ-менеджеров компаний, не согласных с политикой власти, все поняли: белорусскому IT-раю пришёл конец.

По подсчётам dev.by, с 2020 года Беларусь покинуло более 20 тысяч (!!!) IT-специалистов. Чтобы был понятен масштаб бедствия, минский офис компании Wargaming в 2020 году — примерно 2 тысячи сотрудников. У EPAM к 2020 году только в Беларуси трудилось более 9 тысяч. А ведь это — одни из крупнейших компаний сектора в Беларуси. И за два года из страны уехало примерно вдвое больше, как эти две компании вместе взятые.

И вот теперь перейдём к пунктам, почему я считаю, что эта отрасль в Беларуси не оправится почти никогда.

  1. Как я уже сказал, отрасль выросла не на пустом месте. Образование — огромная составляющая успеха.
    • Но качество преподавания в университатах в среднем падало (по моей информации), а после 2020 года и вовсе многих толковых преподавателей или просто уволили, или посадили, или вынудили покинуть страну
    • Более 10 лет индустрия сама занималась образованием подрастающего поколения. Уход их страны крупнейших игроков практически означает и сворачивание их образовательных инициатив
  2. Все эти годы, воодушевлённые успехом IT в Беларуси, наши соседи пытались создать аналогичные условия. Самые близкие преуспели в этом немало. Украина сумела создать очень приятные условия, куда бросились многие айтишники из Беларуси. К сожалению, война в 2022 году очень больно ударила по этому сектору уже в Украине. Но и Польша, и Литва, и Эстония на месте не стояли. А с 2022 года множество льгот для IT стали вводить и Армения, и Грузия, и прочие страны. Хорошие айтишники на дороге не валяются, а если они побежали (Беларусь, Украина, Россия), то надо создать самые привлекательные условия, чтобы они побежали именно к тебе.
  3. Переезд — это всегда непросто. И если ты один раз переехал, второй раз уже можешь и не захотеть. Разумеется, жизнь в другой стране — отнюдь не такое радужное приключение, как многим кажется. Белорусы чувствовали себя королями в Беларуси в том числе и за счёт невысокой, в среднем, стоимости жизни. На ту же зарплату у соседей они могут быть уже совсем не так счастливы, потому что стоимость жизни в целом может быть выше. И нет многого из того, что на родине у тебя было почти с рождения. Так что кто-то будет готов со временем вернуться, но всё ж не все. Особенно если они переезжали семьями, с детьми, которые теперь уже в европейской системе образования, из которой вернуть в белорусскую непросто, да и не хочется часто
  4. Перевод бизнеса — это недешёвое удовольствие для компании. Когда ты вынужден это сделать, чтобы не потерять свой ценный ресурс и свой бизнес — это одно. Но повторять такое «в обратную сторону» — может быть уже совсем не так выгодно, как кажется со стороны. Даже если твои издержки в Беларуси ниже (а страны-соседи постараются сделать так, чтобы ты не захотел уехать)
  5. Репутация зарабатывается годами, а теряется в один день. Именно это произошло в РБ. Даже при изменении законов, смене управления и проведении массы реформ понадобятся годы, чтобы владельцы бизнесов и инвесторы поверили, что теперь Беларусь — благонадёжное место для вложений, где можно работать всерьёз и надолго. На данный момент доверие к государству подорвано. И лучше платить больше, но без сюрпризов

И вот эти все факторы говорят, что возврат к состоянию IT-мекки — очень маловероятен. Потому что если раньше Беларусь была законодателем мод, первой реализовавшая столь пригятельный по условиям ПВТ, то теперь она в лучшем случае будет в состоянии постоянно догоняющей. Ведь крупные бизнесы ушли (и продолжают уходить) к соседям, где условия уже сравнимы, а у некоторых ещё и дополнительные «плюшки» есть в виде свободного перемещения по Евросоюзу, доступа к всеевропейскому рынку труда и так далее. И даже если какие-то компании начнут возвращаться, им будет нужно конкурировать с соседями. В том числе за квалифицированных специалистов, которых с каждым днём в Беларуси становится всё меньше, а новым появиться уже почти неоткуда.

Я бы очень хотел, чтобы мои выводы были ошибочны. Но пока я считаю, что Беларусь своим примером показала, как можно за очень короткий срок (год-два) уничтожить успешную отрасль, которая росла более 20 лет и показывала возможность ещё большего роста в ближайшие годы. Боюсь, теперь знамя IT-страны Беларуси уже не поднять.

Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s