Книга: Александра Архипова, Анна Кирзюк «Опасные советские вещи»

Если вам сказать «опасные советские вещи», о чём вы подумаете в первую очередь? Я вот сходу говорю «гроб на колёсиках». Казалось бы, это бред, и такого не было. Но многие мои сверстники знали десятки подобных страшилок. На их основе Эдуард Успенский даже написал свою повесть про Красную Руку.

Однако же книга «Опасные советские вещи» — более серьёзная, хотя порой и рассказывает о таких же «бредовых» теориях, которым, тем не менее, верили.

Книга Александры Архиповой и Анны Кирзюк — это большое исследование о таком явлении как «городская легенда», но с фокусом именно на времена СССР. За рубежом изучать городские легенды начали довольно давно, в нашем регионе — чуток позже. Хотя в какие-то периоды сбором подобной информации довольно активно и профессионально занималось КГБ, поскольку за слухами и легендами всегда скрывается какой-то потаённый страх. И нужно понимать, откуда страх идёт, а также уметь с ним бороться. Или же использовать себе на пользу.

По описанию от книги ожидаешь научпопа, интересного и развлекательного чтения. Но с первых же страниц тебя словно ушатом воды обливают. Потому что первые 70 страниц — это погружение в довольно узкоспециализированную терминологию и историю изучения городских легенд. Неспециалистам (как мне) тут становится довольно грустно. И вот только затем авторы начинают уже рассматривать собственно легенды, разделив их на тематические группы.

Первая часть посвящена опасным знакам. Один из примеров такого знака даже вынесен на обложку книги. Казалось бы, обычный коробок, на котором нарисовали горящую спичку. Но если посмотреть на изображение под определённым углом, то в огне чётко угадывается профиль Троцкого, врага народа и Советского Союза. И когда из каждой радиоточки тебе говорят, что враги повсюду, что они хотят как могут навредить советским гражданам, эти самые бдительные граждане начинают охоту на ведьм и находят такое, о чём никогда бы не подумал.

Интересно, что эта тенденция никогда и не умирала, просто порой принимала меньший размах. Хотя даже сейчас мы видим, как снова люди начинают находить подобные «опасные знаки». В Минске арестовали мужчину, у которого на балконе была коробка от телевизора LG в «неправильных цветах», обёртки конфет меняют свой дизайн от греха подальше, в России повсюду находят цвета флага Украины (в том числе на кроссовках). Было бы желание, а фантазия у людей богатая.

В следующем разделе рассказывается уже о том, как можно использовать опасные легенды в качестве идеологии. Если вовремя и правильно запустить слух, он сформирует необходимые настроения. Сами авторы называют первую главу этой части «О распятых мальчиках и подделках «под фольклор». Даже примеры можно не приводить, и так понятно. В этом разделе есть интересный пример, что появление анекдотов про Чапаева — тоже своеобразный ответ «под фольклор» тому образу красного командира, который уже уходил на задворки истории, и которому нужно было противопоставить новый, чистый образ.

Кроме того, правильно созданная легенда — это ещё и оружие против нежелательных желаний в обществе. Когда вокруг дефицит, одежда некрасивая, а иностранная жевачка — самый дорогой подарок, с этим надо как-то бороться. И тут себя прекрасно показали страхи ко всему иностранному: конфеты с осколками бритвы внутри, джинсы, вызывающие дерматит, жевачки с ядом, и т.д.

Как бы ни было странно, но к таким же легендам относятся и всякие пугалки о вакцинации, которые в советские годы вполне успешно заполонили страну (и не отпустили до сих пор, будем честны).

А когда страхи живут в головах взрослых, они неминуемо перекочёвывают в головы детей. Но с нюансами. И тогда появляются сказки о волшебной красной плёнке, на которой ты будешь запечатлён голым (кстати, был и у меня в классе такой «герой», который кичился, что у него есть плёнка, фотографировал балерин в театре и обещал нам, пацанятам, всё показать во всей красе. Так и не показал, негодяй).

Авторы показывают эволюцию страхов через события тех лет. Как легенды появлялись, на чём вырастали, в каких регионах присутствовали и как отличались между собой. Зная огромное количество таких «городских легенд», ты порой даже не задумываешься, как они появились.

Александра Архипова и Анна Кирзюк провели действительно похвальную научную работу. Читать было в целом интересно, но для меня, простого обывателя, хотелось больше развлекухи и меньше научных подробностей. Они меня сильно отвлекали и постоянно сбивали темп чтения.

Поэтому, хотя в целом мне книга понравилась и её даже рекомендую к ознакомлению, она всё же ближе к научному труду, чем к научпопу. Потому и оценка итоговая снижена.

Моя оценка: 3.5/5

divider

Эта книга в магазинах:

Александра Архипова, Анна Кирзюк «Опасные советские вещи»купить
Александра Архипова, Анна Кирзюк «Опасные советские вещи»купить
Александра Архипова, Анна Кирзюк «Опасные советские вещи»купить
Александра Архипова, Анна Кирзюк «Опасные советские вещи»купить
Александра Архипова, Анна Кирзюк «Опасные советские вещи»купить
Александра Архипова, Анна Кирзюк «Опасные советские вещи»купить
divider

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s