Книга: Патрик Ленсиони «Пять пороков команды»

Про Патрика Ленсиони и моё знакомство с его книгами я уже писал два года назад, нет смысла повторяться. И именно в той же рецензии я указывал, что первой его прочитанной книгой у меня был бестселлер «Пять пороков команды», написанный в любимом жанре автора — бизнес-роман. Кратко напомню, что это за жанр: книга подаётся как художественная, однако раскрывает определённую бизнес-проблему, и по ходу повествования в такой вот форме раскрывается, как указанную проблему решали вымышленные герои. А уже в конце автор подытоживает всё обычно, по-деловому, но кратко резюмируя все основные мысли.

И вот как-то в разговорах мне пришлось апеллировать к нескольким идеям Патрика из этой книги, я решил её открыть, чтобы найти точные цитаты, и книга меня снова засосала. Я прочитал её буквально за 2-3 вечера перед сном, хотя содержание мне было уже давно известно. Однако же я получал огромное удовольствие от показанных идей, накладывая уже на собственный опыт и реалии нескольких моих клиентов (а я сейчас работаю консультантом по управлению и процессам). И мне кажется, что даже в первый раз я так не проникся книгой, как при повторном прочтении.

Сюжет книги построен вокруг технологичной компании, у которой дела идут ни шатко ни валко, и основной инвестор решает поставить во главе компании нового CEO, со стороны, да ещё и из совершенно другой индустрии. Новый руководитель, Кэтрин, поначалу наблюдает, как работает команда топ-руководителей, а затем начинает потихоньку проводить изменения. Нежно, но настойчиво. Пытаясь сделать из нескольких руководителей настоящую команду, нацеленную на общий результат.

Книга очень неплохо показывает, как обычные наблюдения за несколькими встречами могут выявить очевидные проблемы, о которых тем не менее часто руководители не догадываются или просто не думают. А далее Патрик выстраивает всю идею крепкой команды вокруг пяти столпов. Только он идёт от обратного и указывает проблему, а также как она влияет на командную работу. При этом пять пунктов не являются равнозначными, а выстроены в виде пирамиды. В основании — самое важное, с чего нужно начинать. Это значит, что если не решить проблему 1, то за остальные можно и не браться, это будут как мёртвому припарки.

Так какие же проблемы Ленсиони считает самыми коварными для компании? Боюсь, не имею права привести иллюстрацию из книги, поэтому опишу их своими словами, идя снизу вверх, от основания пирамиды до вершины, от основополагающего порока:

  1. Взаимное недоверие. Если в команде процветает недоверие, то сотрудники будут бояться признавать ошибки, а следовательно, и сообщать о них. Люди начинают чувствовать свою уязвимость, что приводит к ещё большему закукливанию. И тогда о реальном состоянии дел можно узнать, когда уже поздно что-то исправлять. Недоверие ко всем может приводить к чрезмерной бюрократии и микроконтролю, который ведёт к микроменеджменту и снижению мотивации у сотрудников. Поэтому ДОВЕРИЕ — это краеугольный камень для построения любой здоровой и продуктивной команды.
  2. Уход от конфликтов. Люди часто считают, что конфликты — это что-то плохое. Однако в реальности плохи те конфликты, в которых делаются личные выпады и обвинения, когда личные претензии выше реальной прлблемы команды, продукта, компании. А вот продуктивные конфликты, когда люди обсуждают разные точки зрения и аргументы, ведут к появлению новых, лучших решений. Зачастую даже тех, о которых без конфликта вы могли бы и не задуматься. А если люди всегда и во всём соглашаются — это фальшивое согласие. Потому что при отсутствии доверия люди боятся высказывать свою точку зрения или своими словами обидеть кого-то. И проще якобы согласиться со сказанным кем-то другим, чем вступать в полемику.
  3. Необязательность. Часто руководители явно или неявно поддерживают необязательность в команде. Чётко определённые сроки и исполнители — это не про недоверие, а про определённость и взятие на себя обязательств ради общего дела. А вот если кто-то из команды не выполняет взятые обязательства, это ведёт к неопределённости: ты никогда не знаешь, будет ли сделана так или иная задача, успеете ли вы выпустить проект в срок, позволяя людям быть необязательными. А идёт это в том числе от фальшивого согласия: если ты не веришь в принятое решение, ты не очень-то и реализовывать его будешь.
  4. Нетребовательность к другим. В чём-то это продолжение «необязательности». Если многие позволяют быть себе или своей команде необязательными, то они не будут требовательны к другим. А то не дай бог узнают, что и у тебя рыльце в пушку. И всё дальше и дальше в компании укореняется принцип «моя хата с краю». Что неминуемо ведёт к снижению стандартов в компании.
  5. Безразличие к общему результату. И на вершине имеем этот бич, как следствие первых четырёх пороков: когда большинству плевать на результат. А если тебе общий результат не важен, то ты будешь заниматься единственно полезным в такой ситуации делом: продвижением себя любимого. То есть растёт «карьеризм и эгоизм«. В ущерб всему остальному.

Можно поспорить (конструктивно) по поводу предлагаемых автором методов борьбы с этими пороками, однако я полностью разделяю логику выстроенной пирамиды. Именно поэтому в моих командах всегда было важно выстраивать работу от доверия и далее по списку. Конечно, не всегда и всё получается, но если вы готовы это открыто обсуждать, вопросы будут решены, а результат достигнут.

И если вам эта логика тоже нравится, рекомендую прочитать книгу, она принесёт массу удовольствия, показывая в нюансах, как гипотетическая Кэтрин пытается привить команде здоровые принципы, и что делает, если порой какой-то сорняк нужно срезать.

Потому что в виде романа Патрик Ленсиони как раз и показывает путь первичной оценки ситуации, построения плана действий и его реализации.

Моя оценка: 5/5

divider

Эта книга в магазинах:



Патрик Ленсиони «Пять пороков команды»купить
Патрик Ленсиони «Пять пороков команды»купить
Патрик Ленсиони «Пять пороков команды»купить
Патрик Ленсиони «Пять пороков команды»купить
Патрик Ленсиони «Пять пороков команды»купить
Патрик Ленсиони «Пять пороков команды»купить
Патрик Ленсиони «Пять пороков команды»купить
Patrick Lencioni «The Five Dysfunctions of a Team»купить
Patrick Lencioni «The Five Dysfunctions of a Team»купить
Patrick Lencioni «The Five Dysfunctions of a Team»купить
Patrick Lencioni «The Five Dysfunctions of a Team»купить
divider

Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s