Патрик Ленсиони “Смерть от совещаний”

Прежде, чем рассказать собственно о книге “Смерть от совещаний“, сначала расскажу о моём знакомстве с творчеством её автора.

Патрик Ленсиони очень неординарный бизнес-писатель и консультант. Больше всего он известен как автор бестселлера “Пять пороков команды“. И это не обычная книга о менеджменте, её часто называют бизнес-романом. Уж не знаю, сам ли Ленсиони изобрёл такой вид подачи, или до него делал кто-то ещё, но когда я читал эту книгу, подход мне показался интересным. Книга о менеджменте, но при этом написана как художественное произведение о жизни команды. То есть он берёт проблему бизнеса, “выдумывает” под неё компанию и персонажей, и рассказывает историю, в рамках которой показывает, как можно решить описанную проблему.

Я читал “Пять пороков команды” лет пять или шесть назад, и она мне тогда очень понравилась. И я понял, что автор займёт свою “полочку” в моём списке на “почитать”.

В 2017 году я прочёл вторую его книгу — “Сердце компании“, носящую подзаголовок “Почему организационная культура значит больше чем стратегия или финансы”. И это уже более традиционная книга о менеджменте, а не бизнес-роман. Однако она произвела на меня даже большее впечатление, чем первая. Я делал пометки для себя чуть ли не на каждой странице, а отдельные цитаты зачитывал коллегам. Книга действительно замечательная и во многом перекликается с рекомендуемой мною “Лидеры едят последними” Саймона Синека. А коллеги тем временем уже обсуждали другую книгу Патрика — “Смерть от совещаний“. Вот о ней-то и хочу рассказать.

Эта книга — очередной бизнес-роман. Только теперь главной проблемой становятся совещания. В крупных компаниях их много, у руководителей они занимают большую часть их рабочего времени. При этом во многих компаниях они бывают малоэффективны, становятся опостылевшей обязаловкой для сотрудников, а в итоге тянут компанию на дно.

Именно это Патрик Ленсиони и показывает на примере очередной выдуманной (?) компании. Компания успешная, руководители умные, а неэффективные совещания могут привести к увольнению основателя компании с его поста. И тут молодой, но неординарный сотрудник, пришедший в общем-то лишь подменить личного ассистента на время декретного отпуска, вдруг показывает руководителю, как можно кардинально изменить ситуацию и превратить совещания в мощный инструмент достижения целей.

Поскольку это бизнес-роман, то и читается книга больше как художественное произведение, в котором многие проблемы могут быть так или иначе знакомы по рабочим будням.

Основная мысль проста: нельзя отказаться от совещаний вообще. Они — это то, за что грамотным управленцам и платят деньги:

Посмотрите на проблему следующим образом. Труд уп­равленцев и руководителей организаций во многом сводится к совещаниям. В конце концов, нам платят не за какую-то осязаемую физическую работу: мы не принимаем роды, не забиваем голы, не смешим публику. Нравится нам это или нет, совещания в нашей работе — это та самая операционная, стадион, сцена.

Но платят не за сам факт совещаний, а если они помогают решать проблемы и двигать компанию вперёд.

На примерах автор показывает, что стоит делить совещания на разные типы: от блиц-обсуждения статуса до больших выездных стратегических сессий. И у каждого типа — свои цели и свои методы проведения. И не стоит стараться объединить всё в одну кучу.

Более того, нужно сделать так, чтобы ВСЕ участники были активными, а не просто “присутствовали” на очередной обязаловке.

Должен сказать, что книга показалась мне слабее “Сердца компании”, в ней меньше эмоциональной вовлечённости автора (в “Сердце” его эмоции просто лились со страниц). Но свою цель книга выполняет. Она позволяет более структурированно посмотреть на то, зачем и как мы проводим совещания. И потому однозначно рекомендую к прочтению. А у меня на очереди ещё парочка книг автора.

Моя оценка: 4/5

Эта и другие упомянутые книги автора на Литрес:

Добавить комментарий