Дон Норман «Дизайн привычных вещей»

design_everydayКнига «Дизайн привычных вещей» Дона Нормана абсолютно не оправдала моих ожиданий. Виной тому — неправильно воспринятая мной аннотация. Я ожидал книгу с большим количеством примеров плохого и хорошего дизайна, этакое развлекательное чтиво, да ещё красочно оформленное. А книга оказалась совсем не про это.

Эта книга — про правильный дизайн. Причём чего угодно: окружающих нас вещей и технологических приборов, правил и процедур. Главное — чтобы решение наилучшим образом решало свою задачу.

Нет, примеры плохого и хорошего дизайна автор тоже разбирает, но не так часто, как я ожидал, и скорее для иллюстрации своих мыслей и выводов.

Примеры плохого дизайна все мы так или иначе встречаем в повседневной жизни. Дон Норман очень верно подмечает: «Довольно просто проектировать устройства, которые хорошо работают, когда все идет по плану. Самое сложное и необходимое в дизайне — суметь заставить вещи хорошо работать, когда что-то пошло не так«. А «не так» начинается тогда, когда пользователь не понимает, как управлять предметом. И такие примеры, уверен, есть у каждого.

По работе я довольно много поездил по миру, и действительно плохой дизайн встречается повсеместно: двери, шкафчики, сейфы в отелях, двери поездов, выключатели, сантехника и т.д.

Например, столкнулся с металлическими выключателями в душе, которые выглядят обалденно, но для регулирования воды необходимо нажать небольшую кнопку и после этого повернуть тугой кран. Когда твои руки в мыле — это почти нереально. Проверено на личном опыте, когда пришлось выходить из душа и вытирать руки полотенцем только для того, чтобы включить эту чёртову воду обратно. Дизайнера этого решения в тот момент хотелось прибить. В следующий раз я просто оставлял воду включённой, пока намыливался. То есть не экономил воду.

А в Корее унитаз похож на космический корабль. Большинство функций остаются недоступны непосвященному. Обозначений много, но они на иероглифах, а про многие функции ты просто никогда и не знал, поэтому и не будешь их ожидать или искать в обычном унитазе.

Или вот квартиру проектировал. Электрик попросил чётко этому нарисовать, где и какие розетки будут. На схеме выглядело красиво и толково, и только когда я купил мебель, то понял, что примерно треть розеток будут или закрыты мебелью, или далеко от необходимой техники.

Продолжать можно бесконечно. И проблема не только в непродуманном дизайне, с этим-то можно справиться. Автор приводит случаи, когда дизайнер просто живёт в других реалиях и решает задачи, не принимая во внимание пользователя.

И книга описывает по сути методику, как нужно проектировать свои решения, что нужно брать во внимание, о чём думать заранее. А главное — не решать ту задачу, которую вам поставили. Да, звучит дико, но так оно и есть: решая поставленную задачу, ты обрадуешь клиента, но далеко не факт, что сделаешь его (или пользователей) счастливыми. Потому что эта задача может не решить проблему, поскольку будет решать лишь следствие:

В консультировании я использую очень простое и при этом нелогичное правило: никогда не решать проблему, которую меня просят решить. Откуда оно взялось? Я совершенно точно знаю, что заявленная проблема не настоящая, то есть не основная, корневая проблема. Обычно это лишь симптом.

В итоге книга — отнюдь не развлекательное чтиво. Более того, я не могу сказать, что её можно (а главное нужно) читать запоем. Так читать мне лично было бы даже тяжело. Я читал небольшими фрагментами, затем делал паузу и несколько дней переваривал прочитанное. И лишь потом продолжал.

Но книга действительно очень толковая и полезная. Крайне рекомендую всем, кому по роду работы или призвания необходимо создавать что-то новое (даже если это хорошо переосмысленное старое).

Вопреки этому совету итоговую оценку я снизил (хоть и рекомендую). Мне кажется, некоторые части книги можно было бы сократить, отчего она бы и читалась легче, и воспринималась лучше.

Моя оценка: 3.5/5

Эта книга на Литрес: Дон Норман «Дизайн привычных вещей»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s