Кипр: вождение

Долго думал, какая тема о Кипре может быть ещё интересна. А потом осознал, что ответ для русского человека — он же на поверхности. И это — вождение.

Ну вот и поговорим о том, в чём вообще состоит отличие водительского опыта, ведь к моменту моего переезда на солнечный остров я уже более десяти лет имел опыт вождения с белорусскими правами.

Фото с сайта cyprustimes.com

Трудно ли переучиться на правый руль

Как оказалось, до сих пор для многих сюрприз, что на Кипре в машинах руль «не на той стороне», то есть не как в остальной Европе. Хотя потом понимаешь, что это же бывшая британская колония, так чему тут удивляться?

Лично мне было страшно первый раз сесть за руль и поехать. Машину я сразу взял в аренду, её привезли прямо ко мне. Но после этого я ещё несколько дней боязно ходил вокруг неё, опасаясь сесть и поехать. Потом вечером сделал кружок по своему совсем тихому району, а наутро даже доехал до офиса. В то же время вижу, что у большинства коллег такого страха нет — сели и поехали.

На самом деле, собственно к рулю с другой стороны привыкаешь вообще быстро. И хотя многие ездят на автомобилях с коробкой «автомат», даже на ручной коробке ездить не страшно, мне понадобилось минут 10-15 езды, чтобы привыкнуть. Хотя проще не переучиваться и ездить на автоматической коробке, если есть возможность.

Чуть сложнее поначалу — следить за своей полосой. Когда едешь по улице — просто идёшь в потоке, как все. Но нужно быть аккуратным на перекрёстках, думать, в какую полосу ты заезжаешь при повороте.

Движение по кругу тоже сначала сносит крышу, но в целом тут всё просто, поскольку перед каждым кругом на полосах нарисовано, как организовано движение. Нужно только научиться голову в другую сторону перед кругом поворачивать.

Но в целом и к этому привыкаешь быстро. Есть лишь один момент, который почти у всех быстро не переучивается. И это не само вождение, а чувство габаритов. Первое время просто не ощущаешь, где там у тебя слева заканчивается машина. Люди быстро переучиваются на руль, начинают чувствовать себя асами вождения, а потом то на бордюр левый заскочат, то столбик с той же стороны своей машиной поровняют. И хорошо, если не чужую машину.

Особенности вождения

До Кипра у меня было несколько лет езды по дорогам Германии, а затем много лет — в Беларуси. Поэтому мой опыт сравнения — именно с этими странами.

Когда-то я считал, что полосы движения в Минске на главном проспекте — узкие. На Кипре я понял, что бывает уже. На некоторых дорогах хоть и есть две полосы, но на одну из них машина иногда с трудом помещается. А не дай бог рядом едет автобус… Разумеется, это больше проблема старых улиц.

Пешеходов на Кипре почти нет, на многих улицах даже не предусмотрены тротуары. Полагаю, это связано с погодой: когда на улице летом +45°, особо не нагуляешься. И потому отсутствие пешеходов сильно повлияло на отношение к ним. Пешеходных переходов очень мало. А переходов со светофорами и того меньше. При этом как только пешеход перейдёт дорогу, машины едут, даже если на пешеходном светофоре им ещё горит красный свет. И если ты стоишь и ждёшь — тебе начинают сзади сигналить.

Вообще, киприоты любят посигналить. Но делают это, как правило, лишь в одном случае: если ты долго не трогаешься, хотя пора бы уже ехать. И «долго» по их понятиям — это примерно треть секунды после того, как светофор загорелся зелёным. 😉

Также на Кипре популярна шутка, что «жёлтый сигнал светофора — прибавить скорость, красный — можно ехать при отсутствии полиции». Смех смехом, но правды тут много. На жёлтый сигнал никто не тормозит, даже на загоревшийся красный может ещё 2-3 машины проехать. Компенсируется тем, что при загорании красного перпендикулярный «зелёный» загорается далеко не сразу. Видимо, знают про этих любителей ехать на «розовый».

Ну и стоя на светофоре, большинство киприотов знать не знает про понятие «стоп-линии». Им на неё как правило просто наплевать. Они выезжают так, как им максимально комфортно. Порой даже мешая ехать тем, кому горит зелёный. Особо наглые таким образом медленно «ползут» и порой поворачивают, наплевав на красный. Меня это жутко бесит, но это довольно общая практика.

Почему так? — спросите вы. Да потому что в большинстве случаев всем наплевать. Если тебе надо повернуть где-то направо (помним, что на Кипре это значит «повернуть через полосу встречного движения»), ты просто останавливаешься и поворачиваешь. В лучшем случае — не мешая другим. В худшем — «да мне наплевать». Через две сплошные — это вообще никого не волнует. Даже полицию. Они ещё могут и притормозить, пропуская тебя, сам был свидетелем.

Вообще, в целом ездят, «как в деревне». То есть не глядя по сторонам могут выехать с прилегающей улицы прямо тебе под колёса: им же надо. Но важно, что большинство водителей это совершенно не напрягает. Тебе надо выехать — ты выезжаешь, пусть даже перекроешь движение другим. Они притормозят, понимающе пропустят тебя и поедут дальше. Более того, если ты честно будешь стоять и ждать, когда поток тебя пропустит, этот момент может не наступить никогда. Я и сам научился так выезжать, перекрывая дорогу. В Минске бы меня уже обложили матерно, а то и морду набили, а на Кипре это — нормальный стиль вождения.

Ровно так же работает это во время заторов. Почти наверняка вам дадут выехать. Не первый, так второй водитель. Это приятно.

Парковки

Отдельно стоит поговорить про парковки. Хорошие асфальтированные — обычно прерогатива крупных супермаркетов. А поскольку их можно посчитать по пальцам, значит, и парковок таких мало. Все остальные парковки возле ресторанов или магазинов — это просто пустырик незаасфальтированный.

Большая часть парковок — платные. В среднем цена — 1-2 евро в час, но большинство берут с тебя 2-3 евро за факт парковки. А дальше стой сколько хочешь.

 Фото с сайта http://www.newcyprusguide.com

Экономия на парковках не заканчивается только отсутствием асфальта. Большинство придомовых парковок жутко узкие. Порой настолько узкие, что диву даёшься, как люди там умудряются парковаться. Под моим домом есть пара мест, на которые парковаться можно методом «туда-сюда-обратно-раз-двадцать-и-приятно». Почему так — я не понимаю. Похоже, просто стараются максимально использовать площадь, ведь земля дорогая. И если под многоквартирными домами это ещё как-то можно оправдать, то я не понимаю, когда строят огромный дом (а многие живут в частных домах), и при этом оставляют узкий проезд-парковку, где и одна машина с трудом паркуется, а вторую можно поставить, лишь подперев первую.

К слову, если вы запаркуете свою машину возле чьего-то дома, и хозяину это не понравится, самое страшное, что он сделает с вашей машиной, — это поднимет «дворники». На Кипре это означает максимальную «ненависть» к вам.

Полиция и нарушения

На Кипре нет разделения полиции на обычную и дорожную, насколько мне известно. Возможно, с этим связана и большая лояльность полицейских к исполнению правил водителями. Нет, иногда стоят с радарами и ловят на скорость. Или показательные рейды проводят раз в полгода, штрафуя за непристёгнутые ремни или за разговор по телефону. Но в целом полиция не видна. Как я выше говорил, и на понятие «сплошной» линии никто не обращает внимание. «Двойная сплошная? Что это?»

За нарушения есть штрафы и/или баллы. Баллов всего 12, сгорают выданные через три года. За большое превышение скорости могут сразу три балла списать.

Подробно про нарушения говорить не буду, лишь про превышение скажу и про парковку.

Наказывать за превышение скорости начинают, если ты превысил на 20%. То есть не чёткое «+10 к скорости ненаказуемо», как в Беларуси, а именно проценты. Если на автотрассе ограничение 100, то едь ты 120 — тебя не остановят. А вот за 121 уже остановят. В городе официально 50, но многие гоняют и 70, хотя это уже далеко за 20%.

Основная проблема со скоростями — за пределами населённых пунктов. Потому что официально за пределом населённого пункта можно ехать 80, но очень редко где стоит знак, обозначающий конец населённого пункта. То есть едешь и гадаешь — это я ещё в населённом пункте, или нет уже? Хотя многие не гадают и просто гоняют.

Вторая разновидность нарушений — это неправильная парковка. И тут тоже всё не так страшно. Потому что штрафуют редко, и либо ты уж что-то совсем ужасное вытворил, либо просто «повезло». Возможно, из-за такой «лояльности» и узости дорог в городах народ паркуется как бог на душу положит. Большинству наплевать на линии «остановка и/или парковка запрещена». Паркуются даже на изгибе перекрёстка. По многим улицам в центре машины стоят с двух сторон так, что реально проехать между ними может лишь одна машина.

Иногда могут придти и показательно выписать штрафы. Но у нас возле офиса за четыре года такое делали раза два всего. За парковку в неположенном месте — 85 евро. А вот если на платной парковке стал и не заплатил — 8 евро. Если вспомнить стоимость парковки (2-3 евро), то в большинстве случаев даже выгодно не платить (если там паркомат, а не киприот в будке сидит и дань собирает). Ну просто стоишь ты месяц, раз в месяц 8 евро тебе выпишут. А так бы каждый день минимум по 2 платил 😉

Есть ещё штраф за разговор по мобильному телефону, но я особо не видел, чтобы это хоть как-то останавливало. По моим наблюдениям, примерно половина киприотов постоянно трындят по телефону во время езды.

Особенности получения прав

Немного расскажу и про получение прав. Россияне и украинцы могут полгода ездить по своим правам, затем обязаны их поменять на кипрские. Причём именно поменять: их права изымают и высылают на родину, а взамен выдают кипрские. С белорусами сложнее. Во-первых, можно ездить только 1 месяц, потом 5 месяцев ездить нельзя вообще, после этого — сдавать на кипрские права. Во-вторых, поменять свои нельзя, не подписали какое-то соглашение. Так что сдаёшь почти как новичок.

Но многие люди вообще не заморачиваются и ездят по родным правам. Меня за четыре года вообще ни разу не остановили, не то что права проверить.

Однако я, как законопослушный гражданин, решил всё же получить кипрские права. Экзамен, как и у нас, состоит из теории и практики.

Правил в нашем понимании на Кипре нет. Есть закон о дорожном движении, но он для полиции, а не для простых граждан. Простые граждане должны знать знаки, дорожную разметку и знаки регулировщика. Вот и всё — это и есть вся теория. Обычно в автошколе тебе выдают памятку с описанием этого всего. Причём памятка не стандартизирована. В моём случае её «написал» сам владелец автошколы, на самом деле понатягав картинок и памяток из других источников, потому что ровно такие же памятки есть и в Британии. Правила движения аналогичные.

Почитав памятку, ты идёшь получать так называемые «ученические права». Такие права позволяют тебе ездить с инструктором при обучении вождения. Для их получения нужно всего лишь сдать теорию, то есть знание знаков, разметки и регулировщика. Но перед сдачей у вас проверят зрение (никакой медицинской справки нет и в помине). Зрение проверяют так: «Видишь вон за окном машина красная? Скажи, какой у неё номер? Молодец!» Всё.

Далее инспектор тыкает пальцем в картинки, а ты должен либо дать название знака, либо своим языком объяснить, что нужно делать, когда его видишь. Вот и вся теория. У моей жены прокатило даже на русском называть, потому что инспектор считал себя знатоком русского. В итоге даже описание знака как «лежачий полицейский» было им принято как верное.

Ну а далее получаешь эти ученические права и ездишь с инструктором автошколы, пока он не решит, что ты готов к сдаче.

Сама практика — это примерно полчаса езды по городу с принимающим инспектором «тет-а-тет». Вы просто ездите, куда он указывает. Также он может попросить вас сделать один или несколько из трёх элементов: «двухточечный разворот», «левый реверс» или «правый реверс».

С двухточечным всё довольно просто, вот как он делается:

А вот с реверсами всё веселее. Когда меня инструктор первый раз попрсил его сделать во время обучения, я искренне уточнил, не идиот ли он.

Просто посмотрите на эти два элемента. Левый реверс:

Правый реверс:

То есть в этих элементах водитель должен или просто задним ходом на прилегающую выехать (левый), или ещё на встречку выехать, а уж потом задним ходом на встречку прилегающей.

Если я Беларуси только попытаюсь сделать такой элемент, у меня, наверное, права лет на пять заберут. А тут — элемент для сдачи.

Радует, что здесь его максимум на сдаче делаешь, после чего забываешь навсегда.

Но зато сама сдача в целом несложная, особенно если у тебя уже есть опыт вождения.

Сдавать можно или на машине с ручной коробкой, или с «автоматом». В последнем случае тебе в правах так и пометят, что ездить ты можешь только на «автомате», на машине с ручной коробкой ты по таким правам не можешь.

 

Наверное, это пока самое основное по вождению на Кипре. Если что вспомню, или будут вопросы, сделаю второй пост.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s