Книга: Александр Богачев «Графики, которые убеждают всех»

Работа с цифрами, аналитика, всё это всегда заканчивается одним и тем же — графическим представлением, чтобы красиво показать обычным людям, менеджменту, акционерам, или просто самому понять, что и как происходит. И умению преподносить информацию в такой форме уделяют внимание многие авторы, хотя чаще это лишь отдельный раздел в книгах с более широкой темой. Даже из упоминавшихся в моём блоге можно посмотреть и «Игра в цифры» Василия Сабирова, и «Как лгать при помощи статистики» Дарелла Хаффа.

Но по наводке того же Василия Сабирова я прочитал книгу, которую полностью посвящена только тому, как правильно стоит передавать любую информацию при помощи графиков — «Графики, которые убеждают» Александра Богачева. Казалось бы, в работе менеджером я вижу эти графики очень часто, но даже я порой не задумывался о некоторых мелочах, которые кардинально меняют восприятие информации.

Это очень короткая книга — 240 страниц, среди которых чуть ли не половину занимают примеры различных графиков. Но в том же состоит и её ценность: здесь практически нет воды, всё строго по существу вопроса.

Основная идея автора в том, что графики должны моментально читаться, вам не нужно тратить десятки минут, чтобы понять, что же и для чего на нём показано, а главное — зачем это вам показано. И график должен вас убедить в том сообщении, которое его создатель хотел донести. Именно поэтому автор книги и называет графики «убеждающими».

И хотя сейчас Александр Богачев уже много лет занимается инфографикой, успел поработать руководителем соответствующих департаментов во многих крупных российских компаниях, а также преподаёт в Высшей школе экономики, начинал он очень неожиданно. По основной профессии он — врач. И первые идеи у него начали появляться, когда он работал со схемами осмотров пациентов, которые представлял точками на временных графиках. Именно тогда начали зарождаться первые мысли по представлению данных, в 27 лет он покинул медицину и сосредоточился уже только на работе с инфографикой, хотя даже тут изначально всё же занимался медицинской инфографикой, а уже позже расширил сферу.

Потратив много времени на развитие этой темы и её преподавание, он решил поделиться накопленными знаниями с широкой аудиторией, поскольку считает, что умение работать с данными и визуализировать их — отнюдь не узконаправленное умение, а должно преподаваться даже школьникам в старших классах. И я эту идею очень поддерживаю.

Если попытаться коротко передать основные мысли книги, то лучше самого автора никто не сможет это сделать. Вот главные тезисы, которые сам Александр Богачев вынес в самый конец книги как итог:

График убедительно и эффективно передает сообщение, если вы выполнили несколько условий:

• Он основан на релевантных, вызывающих доверие, актуальных, верифицированных и нашедших интерпретацию в реальности данных. Вы провели вдумчивый анализ этих данных.
• По результатам анализа было сформулировано четкое сообщение.
• Для этого сообщения подобран оптимальный вид визуализации и ключевые элементы, помогающие считывать значения: шкала, сетка, подписи.
• Все лишние элементы удалены с пространства графика. Полезная информация ранжирована по степени важности так, чтобы минимизировать когнитивную нагрузку.
• Цветом или другими средствами сделан акцент, который наглядно раскрывает характер сообщения.
• В заголовке передано само сообщение, оно зарифмовано с акцентом.

Уже с первой главы я хотел поставить книге крепкую пятёрку, там меня воодушевила подача материала. Однако позже всё же немного снизил оценку.

В книге довольно мало текста, но очень много примеров. Это огромный плюс. Главы имеют структуру со своими выводами в конце. Есть резюме, как стоит подходить к работе над графиками в целом, с чего начинать и на чём акцентировать внимание.

Но есть ряд примеров графиков и подходов, где автор скорее перечисляет возможности, почти не углубляясь в детали. С одной стороны, это хорошо, потому что он не хочет терять нить повествования и уходить в ненужные подробности. С другой, когда ты показываешь разные графики людям, которые могут не знать их (как всякие свечи, часто используемые в финансах), то читающий может быть сконфужен, поскольку картинка без объяснения ему ничего не говорит. Позднее автор один тип графика кратко описывает, но тоже скорее походя.

Поэтому показалось, что у него есть ряд графиков-любимчиков, которые он рекомендует (причём здраво) использовать в максимальном количестве случаев. Но коли ты уже показал всё многообразие вариантов, было бы интересно послушать, а в каких случаях эти варианты всё же имеют смысл. Ну или не говорить о них вовсе.

Тем не менее, это одна из книг, которые я очень рекомендую к прочтению практически всем. Времени она много не займёт, но зато позволит вам лучше взглянуть на работу с данными и их подачу, а также удержит от нескольких глупых ошибок (я, например, на некоторые мелочи не обращал внимание, а тут прямо прозрел, и это с моим многолетним опытом).

Моя оценка: 4/5

divider

Эта книга в магазинах:

Александр Богачев «Графики, которые убеждают всех»купить
Александр Богачев «Графики, которые убеждают всех»купить
Александр Богачев «Графики, которые убеждают всех»купить
Александр Богачев «Графики, которые убеждают всех»купить
divider

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s