Кому нужны титры?

Тут на днях в интернете разгорелся очередной спор по поводу правил, по которым отдельные игровые компании добавляют или не добавляют сотрудников в титры (credits) игр. А ведь тема действительно интересная!

Игры — далеко не первые, кто придумали титры. Кинофильмы приходят на ум значительно раньше. Другое дело, что даже в них титры претерпели огромные изменения. Помню, я жутко не любил титры в советских детских фильмах. Особенно если их в начало фильма вставляли: вот ты сел уже у телевизора, готов наслаждаться любимым фильмом, небось, ждал его чуть ли не неделю (нельзя было тогда в Netflix зайти и любое кино посмотреть). А тут тебе все эти «директор картины», «оператор», «режиссёр»… Да в гробу я вас всех видел! Не, живите долго и счастливо, но я-то фильм посмотреть хочу!

Но должен признать, порой создатели эту часть умели превратить во что-то интересное. В некоторых фильмах показывали актёра в роли, и тут же — как он выглядит в обычной жизни. Вот это я любил смотреть, и желания выключить не было. Сходу могу вспомнить, что этот приём использовали в «Новогодних приключениях Маши и Вити», а также в более позднем «Дон Сезар де Базан». Там актёры в своём повседневном облике выглядели совсем не так, как в кинообразах.

А Джеки Чан (это уже эпоха видеосалонов, на советском ТВ его не показывали) в титрах своих фильмов стал вставлять неудачные дубли, этого вообще все пацаны ждали (не выключай только сразу, посмотрим дубли!)

Однако сами по себе титры, как мне кажется, не волновали никогда никого, кроме создателей. И даже для них это скорее предмет гордости, известный только им. Типа «вон смотри, мелким шрифтом я написан!».

В случае же американских картин вообще дошли до ужасного. Титры в конце фильма состоят из тысяч имён, этот бесконечный список может идти минут десять, и пару музыкальных исполнителей на этом ещё денег срубят, попав в саундтрек фильма в категории «музыка на титрах». Но признайтесь, кто это хоть раз читал? Особенно когда там начинают указывать всех подряд: кто кофе подносил, кто туалетную бумагу для вагончиков закупал, а кто вообще сидел в засаде в кустах, чтобы ушлые зрители съёмок не украли на память чего из реквизита.

А потом и вовсе ужасное придумали — сцены после титров. Досмотрел ты фильм и такой пошёл на выход, а потом оказалось, что после десяти минут нудятины показали 30 секунд секретной истории. А ты уже ушёл и не узнал! Вот Васька, который заснул и проснулся в зале, когда свет загорелся, как раз эту сцену и увидел. А ты нет, потому что ушёл. Обидно!

Я могу гордится, моё имя красуется в нескольких играх. Правда, далеко не во всех, над которыми я работал. Вот это, например, из «Master of Orion»

В играх титры пошли по тому же пути — длинное что-то, обычно никому не нужное. Часто заканчиваешь ты сюжетную часть игры, и тут тебе пошла бесконечная простыня под героическую музыку. И хорошо, если можно нажать клавишу и закрыть. Но ведь некоторые ушлые разработчики не дают этого сделать, пока титры не закончатся. А особо жестокие ещё выдают ачивку тем, кто не бросит и досмотрит до конца. Прямо как секретные сцены после титров в кино. И сидишь десять минут, комп не выключаешь, чтобы только ачивку заработать.

Мне кажется, что титры — это уже скорее дань традиции. А также возможность потешить самолюбие причастных. Не более того. На ТВ вон российском уже давно во многих фильмах титры в конце или вовсе пропускают, или они в ускоренном режиме за пару секунд проезжают, что ты ни одной фамилии прочитать не в силах. Видимо, закон обязывает показать, но ушлые телевизионщики придумали как сэкономить и лучше это время рекламодателям продать.

А в играх…

Вот некоторые придумывают правила, попадёшь ли ты в credits или нет. Если менее 25% своего времени работал над игрой, то не попадёшь. Хотя даже 20% — это вообще-то одна пятая твоего времени и жизни в компании. Но не заслужил.

Или работает кто-то в нескольких ролях, а в титры решают вставить только одну, чтобы не растягивать. Например, на скриншоте выше прописали скорее даже не роль, а просто мою должность. Хотя на проекте я выступал в нескольких ипостасях. В других случаях компании не чураются упоминать человека несколько раз, чем ещё больше увеличивают «полотно».

С другой стороны, есть ещё и долгоиграющие многопользовательские проекты, которые живут по несколько лет, и за это время над ними кто только не успевает поработать. Те же World of Tanks от Wargaming. Игре более 10 лет, там многие команды чуть ли не полностью обновились. И потому когда-то приняли решение вовсе титры не показывать. Да и где? Люди приходят быстро заскочить в игру, один-два боя в обед поиграть, а затем дальше работать. И так могут много лет играть. Вот только титры смотреть им и не хватало!

В других случаях иные подходы. В одной из игр мы решили не указывать поимённо команду, а лишь одной строчкой департамент. Чего так сделали, я уж деталей и не упомню. Но теперь могу ходить и убеждать всех, что вот за этой строчкой скрывается и моё имя. Только зачем?

Да и критерии — дело такое… Ведь часто в титры игр попадают даже те, кто вообще игрой не занимался. Например, администрация компании. Ребята разработкой игр вообще не занимаются, однако же своим трудом помогают, чтобы все шестерёнки работали, чтобы все были довольны. И потому они тоже своего рода часть процесса.

Поэтому, откровенно говоря, я считаю все эти титры/credits пережиткой, рудиментом. От которого можно давно отказаться. А уж хвалиться, что ты принимал участие, никто не мешает. И для этого не нужны титры (как ты их покажешь бабушке, которая вообще к компьютеру подходить боится, например?)

А вы что думаете на сей счёт?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s