Книга: Саша Филипенко «Бывший сын»

О книге «Бывший сын» Саши Филипенко я слышал, что называется, краем уха. А потом неожиданно о ней заговорили больше, когда в Минске запретили постановку спектакля на её основе. А затем ещё раз упоминали в новостях, что постановка всё же вышла, но в Киеве. И очень привлекали к ней внимание, словно бы это некая «книга протеста». Однако я не люблю такие громкие истории, и потому так бы она и прошла мимо, если бы вдруг роман не прочитали несколько моих знакомых, поставив неплохие оценки. Ну, я решил всё же дать шанс.

Саша Филипенко — уроженец Минска, который в студенчестве перебрался в Россию, где работал и журналистом, и сценаристом, и даже ведущим ряда известных телепроектов. Как писатель обласкан известными литературными премиями. В 2020 году, когда в Беларуси начались протесты, активно выступал в поддержку политических заключённых, и именно тогда книга «Бывший сын», как мне кажется, получила второе дыхание и из довольно маргинальной ниши вышла на просторы широкой массы читателей.

Сам роман написан в 2014 году, но почему его активно сопоставляют с событиями 2020 года, я лично не понял. Прямой связи там нет никакой.

Главный герой книги — подросток по имени Франциск, который ни шатко ни валко учится в музыкальном колледже на виолончелиста, но вдруг из-за трагедии на массовом празднике впадает в кому, в которой пролежит 10 лет и очнётся в стране, которая не сильно-то и изменилась за время его «отсутствия».

Автор ни разу не называет страну, и это вроде бы «не Беларусь», однако все отличия от реальной страны и её истории подчёркиваются лишь одним словом — «германты». Именно так герои называют немцев, рассказывая как про события войны, так и про современную жизнь с поездками детей на выздоровление в зарубежные семьи. Так что очевидно: описан Минск и практически все исторические события современной Беларуси.

Трагедия, с которой по сути начинается книга, это реальная и страшная рана в истории независимой Беларуси, когда 30 мая 1999 года из-за внезапно поднявшейся грозы на ступенях у входа на станцию метро «Немига» в давке погибло 53 человека. Для спокойной Беларуси это было как взрыв бомбы, как теракт. И я это говорю, исходя из собственных воспоминаний и ощущений. По следам тех событий, чтобы скинуть эмоции, я даже написал очень графоманский рассказ, который теперь не хочу никому показывать, но тогда это была возможность пережить события, потому что одной из 40 погибших в тот день девушек была моя бывшая одноклассница. Спустя три года на месте трагедии установили памятник:

Фото взято со страницы «Трагедия на «Немиге»» в Википедии

Цитата из Википедии:

На месте трагедии, около входа на станцию метро «Немига», 30 мая 2002 года был установлен мемориал в виде 53 цветков из бронзы (40 роз и 13 тюльпанов по количеству погибших женщин и мужчин), раскиданных по метафорическим ступеням с надписью «53 рубцы на сэрцы Беларусi. 30 мая 1999 года», а также маленькая часовня с металлической мемориальной плитой внутри.

Зачем я так много об этом говорю? Да чтобы показать, что в качестве завязки романа взято реальное и очень болезненное событие, которое само по себе не может оставить равнодушным ни одного белоруса.

Однако далее повествование всё же не пытается напрямую эксплуатировать эту тему и эти эмоции. Это лишь старт, чтобы правдоподобно показать, как герой мог впасть в кому. И большая часть книги далее — она даже не столько про Франциска, сколько про борьбу его бабушки за его жизнь, когда все вокруг, включая лечащего врача и родную мать, просто поставили крест на нём, считая овощем, который уже никогда не вернётся к жизни.

Десять лет Франциск лежит в коме, а вокруг страна продолжает жить своей жизнью. И в окружении у него остались всего несколько человек. Бабушка, которая практически живёт в его палате в больнице, постоянно рассказывая полуживому внуку о том, что происходит вокруг. Друг школы, который не забыл и не бросил. А также обычная больничная нянечка, которая пусть и не прониклась любовью к странному пациенту, но как-то свыклась за эти годы с ним и его бабушкой, став своеобразной боевой подругой.

Разумеется, в какой-то момент Франциск приходит в себя, вопреки всем прогнозам. Из одной жизни попадает в неё же 10 лет спустя, но кажется, что мир словно застыл, и как-будто ничего толком и не изменилось вокруг. Нет, что-то происходило, быт стал стабильнее. Но вот люди, ожидания, надежды… они словно всё те же. И вроде для пропустившего 10 лет это должно быть подспорьем, ты практически в знакомой обстановке, однако Франциск не может найти себя в этой новой действительности, где большинство его давно похоронило, где он уже почти никому и не нужен. И потому ему тяжело ужиться в этой новой старой реальности. Не может он понять, как это — «ничего не поменялось» за целых десять лет. Да и люди вокруг него, казалось бы, понимают, что за такой срок хоть что-то должно бы измениться. Но при этом живут в том же «замороженном» мире. В этаком заповеднике, где многое стараются сохранить «в первозданном виде».

И тут я бы снова вернулся к городу. Хоть это и некий «неназываемый» город, но Саша Филипенко описывает реальные места. Квартира мамы Франциска и квартира его бабушки — во вполне определённом районе. И так уж вышло, что читая, куда и как перемещается герой, мне вообще не надо было задействовать воображение. Ибо это район, где прошло моё собственное детство. Здесь была моя первая школа, тут я ходил на тренировки, в этих домах жили мои одноклассники. И именно тут жила моя собственная бабушка. Это не вымышленные места, я просто «ходил по улицам» своего детства. И потому практически невозможно было абстрагироваться и не пытаться посмотреть на описываемые события и историю в отрыве от реалий Беларуси. Да и не ставит автор себе такой цели, скорее предпринял минимальный шаг, чтобы отмеить, что «события и люди являются вымышленнными и не имеют отношения к реальности».

Но вернёмся к герою. Оказавшись в новом и старом для себя мире одновременно, он не может себя найти. А когда наконец наметился хоть какой-то лучик надежды, жизнь снова ударяет очередной трагедией. И снова — совершенно реальным и ужасным для всех белорусов взрывом в метро, на станции «Октябрьская» («Кастрычнiцкая» по-белорусски). От одной трагедии через 10 лет «небытия» в другую трагедию и в полную потерю себя и смысла к жизни.

Книга меня по-хорошему зацепила, но одновременно и задела. Я долго не мог понять своё отношение к ней.

В 2021-ом, после событий 2020 года в Беларуси, когда о моей родине заговорили почти все мировые СМИ, планировалось издание романа в Европе (вероятно, уже вышло). И делалось это под соусом, что описанные в книге события «должны понять помочь, что сейчас происходит в Беларуси». При при чём тут 2020-ый? Что тут можно «помочь понять»? Да, она про вечный застой, но собственно текущие события, а также чем жили и живут люди, почему случилось то, что случилось, книга особо не показывает. И написана она за 6 лет до 2020 года. А потому понять, о чём она и что там «между строк», смогут лишь те, кто эти десять лет в коме не лежали, а жили в этой стране и на собственной шкуре, как говорится, всё прочувствовали.

Я дал книге вылежаться, прежде чем высказать своё мнение. Но даже после пары месяцев раздумий я так и не смог для себя сформулировать, какую же мысль автор, вероятно, хотел донести. Любовь и вера даже в невозможное — отлично. Но зачем тогда тут Беларусь? Можно это было бы показать и в любых других декорациях, а не приплетать реальную страну и события. А если он хотел что-то сказать именно про родину, то это так и осталось «за кадром». Вернее, тогда я допускаю, что одна из мыслей — про эту замороженность, но при этом слишком много уделено жизни в коме. Словно две мысли переплелись, но так и не стало ясно, какая была важнее, куда хотелось вытащить.

Очень хороший комментарий оставила одна читательница на Goodreads:

Это книга о любви.

О безусловной любви бабушки к внуку. О любви внука к бабушке. О том, как важно бороться за своих родных. О том, что каждый день мы что-то вкладываем в детей, меняя их личность. И ещё она об одиночестве.

И я согласен, что вот это в книге действительно сильный лейтмотив. Но меня лично покоробило, что ради этого автор приплёл реальные и очень болезненные события моей родины. Причём два раза. Да, он показал, как сложилась (или могла сложиться) судьба у одного из пострадавших… Но трагедия на Немиге там лишь триггер, Франциск мог пострадать и по миллиону других причин, и дальнейшее повествование ничуть бы не изменилось от этого.

Итого для себя я вынес следующее:

  • Книга о вере и любви к близким
  • Об одиночестве выпавшего из «общего потока», о неготовности нагнать и влиться, когда контекст прошёл мимо тебя
  • И ещё немного рефлексия про родину, но здесь выглядящая скорее искуственно притянутой, порой даже не нужной для общего повествования

Поэтому я скорее склонен оценить книгу очень средне. Не жалею, что прочитал, но и не разделяю всех бурных восторгов и приписываемых ей эпитетов.

Моя оценка: 3/5

divider

Эта книга в магазинах:

Саша Филипенко «Бывший сын»купить
Саша Филипенко «Бывший сын»купить
Саша Филипенко «Бывший сын»купить
Саша Филипенко «Бывший сын»купить
Саша Филипенко «Бывший сын»купить
divider

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s