Кипр: Банк, как трапеза, — дело неспешное

Думал тут, о чём бы ещё кипрском написать, а тут пришлось дочке счёт в банке открывать, вот тема сама и всплыла.

Когда я в самый первый раз приехал на Кипр, мне всё было внове, греческого я не знал совсем, но близость алфавитов позволяла пытаться читать греческие надписи. И помню, что самой первой стала надпись «Τράπεζα», которая попадалась на глаза буквально повсюду. Читается ровно как русская «трапеза», однако означает совсем не еду, а «банк». А банки на Кипре повсюду, вот слово и видел повсеместно.

Первый раз с открытием счёта мне помогала компания, это вообще частая практика в компаниях на Кипре, привозящих сотрудников из других стран. И тогда операция проходила довольно быстро, всё было подготовлено, мне только указали, где подписи поставить. И иди работай, а зарплата будет капать на счёт в последний рабочий день месяца.

Но затем мне пришлось уже самому решать различные вопросы с банком, потому выяснил многие особенности самостоятельно.

В Минске я привык, что банки обычно работают дольше, чем стандартный рабочий день, поэтому вполне можно зайти после работы и решить вопрос (хотя в это время можно и на очередь нарваться, многие же в рабочее время не могут). А если что, то всегда есть «дежурные» отделения, которые хотя бы в субботу открыты, у меня так прямо в соседнем доме было отделение, очень удобно.

И когда ты едешь в другую страну, обычно ты от любого сервиса ожидаешь какие-то аналогичные правила. Люди-то везде одинаковые, услуги банковские в целом те же самые. Как же я ошибался! Начнём с того, что в выходные банки не работают. Ибо выходные — это святое! Надо тебе что-то в банке решить — решай в рабочие дни, твои проблемы. Все люди равны, всем положены выходные (кроме кофеен, эти работают почти всегда). Но ситуация оказалась ещё интереснее. Даже в будние дни банки работают отнюдь не полный рабочий день. Если тебе что-то надо, будь добр успеть до обеда, потом — не обессудь, банк уже будет для тебя закрыт. В реальности, говорят, что банк всё же работает ещё какое-то время, но уже не с клиентами. И поэтому поход в банк — это уже тщательно запланированное мероприятие, а не «да без проблем найду 10 минут и подскочу».

Но мало того, что у вас есть только первая половина дня, вы ещё должны быть готовы, что даже относительно простые процедуры будут занимать значительно больше времени, чем вы предполагаете. Если вам деньги со счёта снять, или выписку какую, это ещё туда-сюда, в пять минут оператор уложится. (Иногда в очереди можно полчаса отстоять, но это не всегда, да и в Минске вполне может быть такая же канитель).

А вот чего я никак не ожидал, это сложности с открытем счёта. В Минске я привык, что открытие счёта или заказ банковской карты у меня занимает минут 5. Сел к сотруднику банка, сказал, что нужно, дал паспорт, через 5 минут уже ушёл с номером счёта или указанием, когда карту забрать.

Каюсь, в первый свой такой поход в кипрский банк я тоже рассчитывал на 5-10 минут, на всякий случай полчаса в расписании на всю операцию запланировал. Ха, лошара! Нельзя просто так взять и открыть счёт за 5 минут! Теперь-то я знаю, что открытие счёта, даже без учёта возможной очереди, занимает примерно 40-60 минут! Нет, я не ошибся. Просидеть час — вполне реалистично. Вы только подумайте, если сотрудник банка пять часов (именно столько банк обслуживает клиентов) занимается лишь тем, что открывает новые счета пришедшим, то в день он может открыть 5-7 счетов. Офигенная продуктивность! Ладно, за все банки говорить не могу, но ниже детали конкретно тех отделений, в которых обслуживался лично.

Сами сотрудники при этом вполне милые и отзывчивые. Общаться с ними приятно. Но вот процедуры совсем неспешные.

Честно, я до сих пор не знаю, что можно делать 40 минут при открытии счёта. Ибо большую часть этого времени ты просто сидишь и ждёшь, пока сотрудник что-то пишет на компьютере, уточняет у коллег, куда-то бегает… Тебе дают примерно 4-5 страничек на подпись за всё это время.

Если ты местный, то от тебя требуется лишь паспорт (или ID — идентификационная карта), а также подтверждение адреса проживания. С этим, кстати, интересно. В Беларуси всё ещё существует понятие регистрации (считай, та же прописка), так что в паспорте всегда есть твой официальный адрес. На Кипре, как и во многих нормальных странах, прописки нет. Однако банк должен знать твой адрес. Обычно в качестве подтверждения требуют счета (utility bill) за любые услуги, которые оказываются физически по месту проживания. В таком счёте есть адрес и твоё имя. Что значит «физически»? Например, стационарный телефон, электричество, водоснабжение. То есть то, что поставляется в конкретный дом-квартиру. А вот мобильная связь не считается, потому что мало ли где ты там с телефоном ходишь. Особенность в том, что порой ушлые арендодатели не хотят официально переоформлять на арендатора такие счета (чтобы сэкономить), и для некоторых ребят подтверждение адреса может стать дополнительной головной болью.

Если же ты не киприот, то нельзя просто так взять и открыть счёт. Кроме паспорта/ID и документов, подтверждающих твой статус пребывания в стране (pink slip или yellow slip) ты ещё должен предоставить копию контракта с работодателем. Без этого тебе счёт не откроют.

Ну и как только ты это предоставил, сиди и жди минут 30-50 (в зависимости от расторопности служащего). Главное — не забыть этому служащему сказать две вещи (ибо они могут и не спросить, проходили):

  1. Если тебе нужен не просто счёт, а ты ещё хочешь к нему банковскую карту, важно это указать. А то могут просто счёт открыть, а как ты там с него деньги будешь снимать, не их проблема. Плюс уточнить, как карта попадёт к тебе. Дело в том, что карты обычно заклеивают в конверт, и либо конверт ждёт тебя в отделении банка (по умолчанию), либо тебе его отправляют обычной почтой. Ну а поскольку банки работают специфически (ну вы помните), то забрать карту из отделения может стать тоже ещё тем приключением, если вы изначально не уточнили, что хотите её получить в почтовый ящик.
  2. Если ты «шибко умный» и хочешь пользоваться своим счётом через интернет, об этом тоже надо сообщить отдельно. Меня несколько раз об этом не спрашивали. И называется это не Internet Banking, а Web Banking (не перепутать!) Услуга денег не стоит, но смело добавляйте 5-10 минут, ибо для подключения вам должны выдать отдельный цифровой идентификатор (логин), а также одноразовый пароль для доступа. Чтобы вы не думали, ради безопасности этот одноразовый пароль находится в запечатанном конверте (как частенько PIN-код выдавали). А конверты — все в отдельном месте, за ними надо сходить, у каждого конверта свой идентификационный номер, который необходимо записать в специальную книгу учёта конвертов (не шучу, реальный такой «гроссбух»). Отсюда и дополнительные 5-10 минут выходят.

Если любой из этих пунктов пропустить, можно нарваться на неприятный сюрприз с ещё одним внеплановым походом в банк.

Так и выходит, что даже относительно простая операция по открытию счёта превращается в существенную задачу, которую ещё нужно как-то запланировать и впихнуть в расписание рабочего времени.

Напоследок расскажу ещё про одну особенность современного доступа к счёту. Не буду останавливаться на том, что я всегда считал интернет-банкинги белорусских банков не шибко удобными, пока я не посмотрел на аналогичные от кипрских банков. Белорусские тут же стали сверхсовременными в сравнении. Отлично, что за 7 лет моего проживания на острове многое всё же улучшилось, хотя под капотом всё равно там у многих банков всё ещё ужас-ужас, из-за чего отдельные банки не могут тебе показать детальную выписку по счёту, пока операция окончательно не проведена (так что актуальное состояние счёта ты не узнаешь никогда, если активно счётом пользуешься и сам не записываешь траты, — банк всегда не будет учитывать ещё не проведенные им транзакции).

Благо, в последние годы у многих банков появились вполне удобные мобильные приложения. Вот только процесс подключения таких приложений порой очень и очень нетривиальный. Например, когда я менял телефон, то на новом приложение отказалось работать без повторной авторизации. А это не просто ввести пароль. Оказалось, что для этого необходимо звонить в службу поддержки банка и просить активировать приложение на вашем телефоне (хорошо хоть не ехать в банк — уже прогресс!) При этом ты должен сообщить и свои идентификационные данные (паспорт, ID, ARC — в зависимости от статуса), адрес проживания, номер телефона, в каком отделении ты счёт открывал, последние цифры любой из своих банковских карт (кстати, если у меня карт ещё нет, то что спросят?) И только тогда тебя подключат. Если, конечно, это рабочее время и техподдержка отвечает.

Как-то так и работают современные банки в одной из стран Евросоюза 😉 Но когда к этому привыкаешь, то это всё уже не вызывает таких бурных эмоций, как в первый раз, когда ты буквально на 10 минут отпросился, а попал на час-полтора.

С другой стороны, на улице тепло, апельсин на дереве, куда спешить-то?

2 комментария

  • В Англии все точно так же один в один.
    Минимальные отличия. Например, пароль для приложения тебе выдают все-таки сразу при создании аккаунта.
    Возможность видеть непрошедшие еще банковские операции добавили только год назад и то только в мобильном приложении, в браузере ты по прежнему не видишь выставленные тебе счета, только догадываешься.

    Еще не знаю по какой причине, но все траты на выходных в реальности списываются только в понедельник. Как будто сервера тоже не работают в это время. В результате у меня всегда по истории понедельник самый разгульный день.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s