Максим Ильяхов, Лариса Сарычева «Новые правила деловой переписки»

novye-pravila-perepiski

Если кто помнит, книга «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Ларисы Сарычевой о редактуре текстов мне очень не понравилась. А судя по количеству лайков на мою рецензию к ней на сайте goodreads.com, я далеко не один такой. И потому я совершенно не планировал читать ещё хоть одну книгу от этих авторов. Однако же сначала один коллега мне её порекомендовал, затем другая поставила высокую оценку. И я решил всё же дать второй шанс, всякое бывает.

И буквально с первых же страниц я думал, что зря всё это затеял. Хотя чуть позже мнение слегка изменилось. Как и в прошлый раз, дельные советы в книге есть. Но давайте по порядку.

Авторы начанают примерно как и в прошлой книге: сначала показывают, как всё плохо в мире деловой переписки, которой нас учили многие годы, а теперь де всё уже не так принято. И что сейчас-то они нас научат, как делать хорошо. Благо, хоть пафосный комикс о борьбе со злом в этот раз решили не вставлять. Но сильные передёргивания и порой сгущение красок на пустом месте по-прежнему присутствуют с самого начала.

И примеры часто кажутся чрезмерно, прямо таки гиперболически доведенными до абсурда. Но зато в каких-то безобидных фразах авторы «видят» наезд и делают вывод, что подобные фразы никогда не стоит использовать в деловой переписке. Типа «Заранее спасибо за оперативный ответ» или «Хороших выходных». Разумеется, я согласен, что в некоторых случаях такие фразы некорректны. Но иногда люди просто желают хороших выходных. Как говорилось в анекдоте: «Иногда бывают просто сны».

Также совершенно непонятно, учитывают ли авторы специфику западной культуры, где многие «необязательные» для нас фразы у них часто вполне себе обязательны.

Однако, как я сказал ранее, среди любования собой всё же есть ряд советов, которые действительно полезны. Часть из них, правда, довольно очевидны. Как правило не отправлять письма, когда в тебе бурлят эмоции. И это вообще не о деловой переписке, а из области психологии. Если тебя захлёстывают эмоции, ты будешь именно их выплёскивать на бумагу, не думая, как направить общение в конструктивное русло. И тут зачастую отлично действует правило «напиши всё что хочешь, но не отсылай». Когда успокоишься, то можешь перечитать и удалить лишнее. А то и вовсе передумаешь отсылать письмо.

Вообще, многие советы из книги постигаются опытным путём. Но лучше не делать ошибок и сразу стараться общаться правильно. Тут-то выжимка хороших правил и поможет.

К хорошим советам я бы отнёс умение задавать письму правильную структуру, чтобы уважать время и внимание собеседника, разделять вопросы на более чёткие и мелкие, а сопроводительные документы прикладывать отдельно. Эта глава — одна из самых полезных в книге.

Вторая хорошая глава — про уважение границ собеседника, а также про попытки посмотреть глазами оппонента на поднятые вопросы.

Остальные части мне показались менее интересными.

Последнюю часть книги, чуть менее четверти, составляют практические примеры. И там уже не столько полезные советы, сколько разбор «как бы писал я из тех допущений, которые сделал тоже я». Именно так. Потому что и изначальное письмо сделано максимально некорректно, и его обработка — на базе личных предпочтений авторов, которые далеко не всегда являются истиной.

Как пример: авторы советуют в письмах не подмазываться к собеседнику, но при этом есть и другой совет — быть ближе, сделать так, чтобы письмо стало не шаблонным, а персональным. И вот тут иногда их «персонализация» для меня как раз и выглядела «прочитали умные советы, что нужно похвалить респондента». Я бы такой пример скорее за чуть более креативный спам воспринял, чем за честную попытку относиться ко мне уважительно.

В целом разбор примеров нормальный, но слишком натянутая подача. Скучно было эту часть читать. Намного интереснее было бы посмотреть на улучшение в целом хороших текстов, но которые маленькими штришками можно улучшить.

Поэтому как итог я оценил книгу чуть выше предыдущей, но всё равно, такой стиль подачи мне совсем не близок, он раздражает. Слишком он похож на менторский, а я не люблю тех, кто «всегда и во всём прав». Но несколько советов выписал отдельно, и эти пару страничек вполне буду рекомендовать друзьям как хорошие правила.

Моя оценка: 3/5

divider

Купить эту книгу:

divider

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s