Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки»

novye-pravila-perepiski

Если кто помнит, книга «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой о редактуре текстов мне очень не понравилась. А судя по количеству лайков на мою рецензию к ней на сайте goodreads.com, я далеко не один такой. И потому я совершенно не планировал читать ещё хоть одну книгу от этих авторов. Однако же сначала один коллега мне её порекомендовал, затем другая поставила высокую оценку. И я решил всё же дать второй шанс, всякое бывает.

И буквально с первых же страниц я думал, что зря всё это затеял. Хотя чуть позже мнение слегка изменилось. Как и в прошлый раз, дельные советы в книге есть. Но давайте по порядку.

Авторы начанают примерно как и в прошлой книге: сначала показывают, как всё плохо в мире деловой переписки, которой нас учили многие годы, а теперь де всё уже не так принято. И что сейчас-то они нас научат, как делать хорошо. Благо, хоть пафосный комикс о борьбе со злом в этот раз решили не вставлять. Но сильные передёргивания и порой сгущение красок на пустом месте по-прежнему присутствуют с самого начала.

И примеры часто кажутся чрезмерно, прямо таки гиперболически доведенными до абсурда. Но зато в каких-то безобидных фразах авторы «видят» наезд и делают вывод, что подобные фразы никогда не стоит использовать в деловой переписке. Типа «Заранее спасибо за оперативный ответ» или «Хороших выходных». Разумеется, я согласен, что в некоторых случаях такие фразы некорректны. Но иногда люди просто желают хороших выходных. Как говорилось в анекдоте: «Иногда бывают просто сны».

Также совершенно непонятно, учитывают ли авторы специфику западной культуры, где многие «необязательные» для нас фразы у них часто вполне себе обязательны.

Однако, как я сказал ранее, среди любования собой всё же есть ряд советов, которые действительно полезны. Часть из них, правда, довольно очевидны. Как правило не отправлять письма, когда в тебе бурлят эмоции. И это вообще не о деловой переписке, а из области психологии. Если тебя захлёстывают эмоции, ты будешь именно их выплёскивать на бумагу, не думая, как направить общение в конструктивное русло. И тут зачастую отлично действует правило «напиши всё что хочешь, но не отсылай». Когда успокоишься, то можешь перечитать и удалить лишнее. А то и вовсе передумаешь отсылать письмо.

Вообще, многие советы из книги постигаются опытным путём. Но лучше не делать ошибок и сразу стараться общаться правильно. Тут-то выжимка хороших правил и поможет.

К хорошим советам я бы отнёс умение задавать письму правильную структуру, чтобы уважать время и внимание собеседника, разделять вопросы на более чёткие и мелкие, а сопроводительные документы прикладывать отдельно. Эта глава — одна из самых полезных в книге.

Вторая хорошая глава — про уважение границ собеседника, а также про попытки посмотреть глазами оппонента на поднятые вопросы.

Остальные части мне показались менее интересными.

Последнюю часть книги, чуть менее четверти, составляют практические примеры. И там уже не столько полезные советы, сколько разбор «как бы писал я из тех допущений, которые сделал тоже я». Именно так. Потому что и изначальное письмо сделано максимально некорректно, и его обработка — на базе личных предпочтений авторов, которые далеко не всегда являются истиной.

Как пример: авторы советуют в письмах не подмазываться к собеседнику, но при этом есть и другой совет — быть ближе, сделать так, чтобы письмо стало не шаблонным, а персональным. И вот тут иногда их «персонализация» для меня как раз и выглядела «прочитали умные советы, что нужно похвалить респондента». Я бы такой пример скорее за чуть более креативный спам воспринял, чем за честную попытку относиться ко мне уважительно.

В целом разбор примеров нормальный, но слишком натянутая подача. Скучно было эту часть читать. Намного интереснее было бы посмотреть на улучшение в целом хороших текстов, но которые маленькими штришками можно улучшить.

Поэтому как итог я оценил книгу чуть выше предыдущей, но всё равно, такой стиль подачи мне совсем не близок, он раздражает. Слишком он похож на менторский, а я не люблю тех, кто «всегда и во всём прав». Но несколько советов выписал отдельно, и эти пару страничек вполне буду рекомендовать друзьям как хорошие правила.

Моя оценка: 3/5

divider

Эта книга в магазинах:

Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки»купить
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки»купить
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки»купить
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки»купить
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки»купить
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки»купить
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки»купить
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева «Новые правила деловой переписки»купить
divider

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s