Георгий Данелия «Кошмар на цыпочках»
Георгий Данелия — один из выдающихся советских режиссёров. Нельзя сказать, что мне нравятся абсолютно все его фильмы, но уж не знать их просто нельзя: «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Кин-дза-дза!», «Не горюй!», «Афоня», «Осенний марафон» и другие, включая «Джентельмены удачи», снятый не им, но по его сценарию. И это не полный список.
Мне как-то попадались отрывки из его воспоминаний, но я не придавал им значения, пока не увидел у товарища книгу под названием «Безбилетный пассажир«, по сути воспоминания режиссёра о своей жизни. Заинтересовался, начал читать и как-то очень быстро втянулся.
Проглотил книгу за несколько дней, а в конце стояла надпись — «Продолжение следует». Я подумал, что это неспроста, поискал в интернете и выяснил, что на самом деле Георгий Данелия написал три книги своих воспоминаний, которые затем объединил в единый цикл, изначально называвшийся «Чито-Грито» (пока был дилогией), а позднее вышедший и одной книгой под названием «Кошмар на цыпочках».
Видно, что начав работать над книгой, он хотел описать и свою работу чуть ли не над каждым своим фильмом, и просто воспоминания о собственной жизни и семье. И если о фильмах у него получилось рассказывать хронологически, то вкрапления о семье у него то там, то сям, что на самом деле даже делает книгу интереснее.
Трилогия состоит из трёх книг:
- «Безбилетный пассажир«. Написана в 2003 году и изначально выходила с подзаголовком «Байки кинорежиссёра». Описывает начало творческого пути и работу над фильмами «Серёжа», «Путь к причалу», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три» и «Не горюй!».
- «Тостуемый пьёт до дна«. Вышла в 2005 году и изначально вместе с первой считалась дилогией под названием «Чито-Грито». Из фильмов Данелия тут описал работу над картинами «Совсем пропащий», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Слёзы капали» и «Кин-дза-дза!»
- «Кот ушёл, а улыбка осталась«. Вышла намного позже, в 2014 году. И тут уже идёт рассказ о 1990-х и далее, включая непростую работу над фильмами «Паспорт», «Настя», «Орёл и решка» и «Фортуна».
Книги написаны лёгким языком, это действительно и воспоминания, и байки. Но всё же больше воспоминания о своей жизни и людях, с которыми за это время его сводила судьба. В книгах довольно много фотографий, которые помогают окунуться в то время и атмосферу работы над фильмами. Без них книга была совсем не такой, какой получилась.
Однако тома довольно сильно отличаются по тону повествования. Словно даже при написании их Данелия вновь погружался в то время, и это сильно влияло на то, что и как он пишет.
Первая книга — лёгкая и добрая, карьера только начиналась, можно было веселиться и кутить. Внезапно и чуть ли не с первого фильма пришла слава.
Вторая — это уже работа довольно признанного в стране и даже за рубежом мастера. Всё ещё легко, но уже немного с налётом пафоса и снобизма.
А последняя — очень грустная. Конец восьмидесятых и девяностые. Денег нет, суровая действительность, бандиты. И попытки снимать. Этт уже не про вёселую и задорную жизнь.
Но видно также, что жил Георгий Данелия отнюдь не простой жизнью советского гражданина. Порой проскальзывает некоторое ощущение самовлюблённости и даже веры в собственную гениальность. Прямо нигде это не говорится, но некий снобизм ощущается.
Его жизнь очень сильно отличалась от жизни обычных граждан. Тётка — известная актриса, дядя — известный режиссёр. Папа — генерал от метростроения, мама работала вторым режиссёром. И сам всё по заграницам катался, не говоря уж про то, что исколесил весь СССР. Триста рублей списали за кран — ну и ладно, бывает (ничего, что это несколько месячных зарплат у многих в то время было).
Вообще из книги понимаешь, что известные актёры и режиссёры жили совсем не так, как миллионы и миллионы их соотечественников. Я отнюдь не осуждаю, они это заслужили своими работами, просто интересный штрих.
А вся трилогия — хорошая и интересная. Действительно стоит прочтения.
Моя оценка: 5 для первой и 4 другим двум

Эта книга в магазинах:
