Алексей Марков «Хулиномика. Хулиганская экономика. Финансовые рынки для тех, кто их в гробу видал»

30560691.cover_300Честно говорю, книгу я увидел совершенно случайно, и привлекла она меня именно своим названием. Так что маркетологи (или сам автор) тут сработали на славу.

Сама же тема экономики и финансов мне всегда была интересна, но также почти всегда обходила меня стороной. Нет, в работе я всегда смотрю на проекты с точки зрения бизнеса, бюджетов и т.д. Но именно как наука — тут всё не заладилось с самого начала. Ещё с института, когда по экономике я лихо получил на экзамене двойку. За лето прочитал «Экономикс», проникся им и чуть было не получил «пять» на пересдаче, но отказался от доп. вопроса,  поскольку просто не ожидал, что после двойки можно получить «отлично».

Ну и потом эта тема периодически так или иначе всплывала, всё же работа — она всегда и про бизнес, а бизнес — он всегда и про финансы с экономикой.

Но вернёмся к книге.

Алексей Марков — очень неординарная личность, судя по его сайту. Как он сам говорит, «предприниматель, музыкант и преподаватель с живым и любознательным умом». Преподаёт как раз финансы в магистратуре. А кроме того, инвестирует  в различные активы.

Эта книга — печатная версия его статей, собранных в «книгу» в том числе на его сайте. Более того, он сам признаётся, что с большего это переложение и переосмысление цикла лекций Роберта Шиллера.

Книгу он делит на три части: для совсем новичков — вводная, затем вещи посложнее, и напоследок совсем уж мозгодробительные сведения. Ну, это он так это всё представляет. С моей точки зрения, между частями эта градация не сильно-то и заметна, если быть откровенным.

Основное отличие книги от всех остальных по схожей тематике — это язык. Он сочный, простой, с обилием примеров и, как можно догадаться по названию самой книги, не чурающийся нецензурной речи. Но будем откровенны, мата там не так и много, как можно было бы ожидать. И в целом он не выглядит натужным, хотя эстеты могут и отказаться читать книгу только по этой причине. Я вот мат не люблю, но тут мне он не мешал.

А вот с содержанием всё не так радужно. С одной стороны, книга читается легко, порой даже забавно. В простой форме подаются знания о скучной, в общем-то, науке.

С другой стороны, не хватает ей цельности. Каждая главка раскрывает какой-то аспект рынка, но почему эти главы идут в такой последовательности, а не другой, почему автор рассказывает именно об этих аспектах — непонятно. Ведь  многие базовые аспекты экономики, которые тоже сильно влияют на финансовые рынки, остаются тут за бортом. И в некоторых главах я даже не понял, что же автор хотел до меня донести. Вроде интересно, прочёл — а что хотел сказать?

Совсем без формул и цифр в книге по финансам тоже обойтись невозможно. Но пусть тут их и немного, однако они несколько сбивают темп чтения. И даже мне, математику по образованию, частенько хотелось пролистывать эти куски, настолько они выбивались из общего повествования.

А уж когда ловишь автора, что он один и тот же пример несколько раз приводит, тут просто о небрежности думаешь.

И да, автор очень неполиткорректен. Причина мне неясна, но то на негров наедет, то на евреев. Вот это как раз несколько коробило.

Главное впечатление — что это всё же цикл статей или лекций, а не цельная книга, у которой есть чёткий посыл и структура.

Тем не менее, даже при наличии указанных минусов, книга читается чуть ли не на одном дыхании и приносит массу удовольствия (ну и знаний, разумеется). Да, пойти торговать акциями или создавать инвестиционный портфель вы сразу не сможете, но базис у вас точно появится.

Моя оценка: 4/5

Эта книга на Литрес: Алексей Марков «Хулиномика. Хулиганская экономика. Финансовые рынки для тех, кто их в гробу видал»

В качестве эксперимента, избранные цитаты из книги:

Советы директоров часто увольняют менеджеров, которые «не смогли трансформировать компанию», хотя в реальности они лишь пожинали плоды работы предыдущего директора. Ну, типа, вы наняли гения, а бизнес прогорает – ну, значит, гения надо уволить. Они думают: «Вот, блин, опять ошиблись – он подавал такие надежды!» Хотя, может быть, вся отрасль промышленности находится при смерти – взять, например, плёночную фотографию или бумажную прессу. Не всегда можно во всём винить директора. Но люди экстремальны в своих суждениях. Тут есть что-то от маниакально-депрессивного психоза: сначала нанимают красавчика, потом фатально разочаровываются и меняют его на следующего, и так по кругу.

Совращённые менеджеры-капиталисты расплодились и окрепли. Множество гендиров провозгласили себя и председателями совета директоров, а места в советах распределили между своими подельниками и шестёрками. Случилось страшное: в советы директоров проникли фиолетовоголовые главбухи и сраные менеджеры по продажам. Вместо того чтобы задавать компании стратегические цели и контролировать ушлых менеджеров, советы превратились в жалкое подобие изначально чинных и благородных тусовок.
Менеджеры просто-напросто перестали работать на акционеров, а стали работать исключительно на себя. Увеличение акционерной стоимости компании? Зачем, когда можно выписать себе премию? Если рынок упал на 10 %, а компания – лишь на пять, можно это отпраздновать и рассказать всей отрасли, какой в компании гениальный директор. В книге «Фрикономика» был отличный пример из кинобизнеса: издатель нанимает нового директора, и компания начинает выпускать один блокбастер за другим. Никому не приходит в голову, что все эти фильмы делались при предыдущем руководителе, которого с позором уволили за фейлы, заложенные его предшественником.

ДА И ВООБЩЕ БОЛЬШОЙ ВОПРОС, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ РУКОВОДИТЕЛЬ ВЛИЯЕТ НА ПРИБЫЛЬ КОМПАНИИ ИЛИ ЭТО У БУРЖУЕВ ТАК ЗАВЕДЕНО – ВЕРИТЬ ВО ВСЯКУЮ, ИЗВИНИТЕ ЗА ВЫРАЖЕНИЕ, ХУЕТУ С ГАЛСТУКОМ.

Наука – это прежде всего скептицизм. Вера – противоположность этому. Гомеопатики, антиваксеры, мастера рэйки, биоэнерготерапевты, веганы, яростные противники ГМО, астрологи и экстрасенсы – всё это одна шобла умалишённых, которые мало того что полностью убеждены в своей ереси и закрыты голосу разума, но и зачастую агрессивно проповедуют свои упоротые взгляды. Нездоровая убеждённость в собственной правоте – бич столетия.

Алексей Марков «Хулиномика. Хулиганская экономика. Финансовые рынки для тех, кто их в гробу видал»: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s