Книга: Кир Булычёв «Посёлок»

Кира Булычёва почти все считают чисто детским писателем-фантастом. Потому что первое, что приходит на ум, когда слышишь его фамилию, это приключения Алисы Селезнёвой.

Однако Кир Булычёв писал много совершенно не детских произведений. Среди таких, наверное, самым известным является роман «Посёлок». Изначально Булычёв написал только первую часть, которая называлась «Перевал» и вышла как самостоятельная повесть в 1980 году. Лишь через 8 лет, в 1988 году, была написана вторая часть «За перевалом», и именно тогда книга стала единым романом «Посёлок».

История строится на том, что на далёкой планете много лет назад разбился корабль. Планета не то чтобы агрессивная, скорее, она просто такая, какой и должны быть иные планеты — это не Земля. Здесь своя флора и фауна, которые совершенно не готовились к тому, что на планете окажутся какие-то земляне. И потому выжившим совсем нелегко. Весь мир против них, а волшебных достижений будущего после катастрофы почти не осталось. Поэтому избежавшие гибели пытаются просто выжить в этом негостеприимном мире. И получается далеко не всегда.

За много лет они дичают с точки зрения быта, но научились выживать. Дети, родившиеся в этом мире, о другой жизни знают лишь по занятиям в небольшой школе Посёлка. И даже те, кто родились ещё до катастрофы, были крайне малы и потому совершенно не помнят жизни «до».

Пожилые жители посёлка, которые ещё помнят прошлую жизнь, всё ещё хотят её вернуть. Но единственный шанс — это добраться до рухнувшего корабля, который далеко, за снежным перевалом. Дойти туда пытались много раз, но всегда безуспешно. И в новую экспедицию должны идти молодые, ибо больше уже некому.

Именно так начинается книга о робинзонах будущего. Киру Булычёву удалось хорошо показать, что ожидает покорителей космоса, если за ними не стоят волшебные роботы и бластеры. И это уже само по себе разительно отличалось от большей части советской ура-фантастики, где обычно будущее рисовалось безоблачным, а каждая открытая планета либо изначально практически во всём Земля, или же её лёгким движением руки превращали в Землю-2, 3 и так далее.

Первая часть, «Перевал», как раз и показывает поход этой молодой экспедиции к кораблю. Поход, от которого никто на самом деле не ждёт возвращения на Землю, лишь малую надежду, что найдётся какой-то работающий передатчик, или ребята хотя бы принесут так нужные в быту вещи и детали. А с ними, быть может, удастся протянуть ещё какое-то время, а там и помощь, будем надеяться, всё же прибудет.

Само же описание жизни посёлка построено на противостоянии старых и молодых. Не физическом, а психологическом. Старики всё ещё цепляются за ту жизнь, пытаются сделать так, чтобы дети помнили историю и сохраняли знания. Потому что только в детях они ещё чувствуют какую-то надежду на возвращение. Дети же в большинстве своём уже жители этого мира. От старого у них лишь слова стариков да некоторые вручную нарисованные картинки. И части из них возвращение на какую-то Землю совсем и не нужно. Земля — это что-то далёкое и неизвестное, а их мир — тут. Здесь они знают, как избегать опасностей, как охотиться и выживать. И лишь одному всё ещё грезятся картины волшебной Земли.

Первая часть вполне самодостаточна. Она оставляет нас в тот момент, когда ты понимаешь, как тяжело даётся жизнь бывшим землянам. Даже из спасшихся после многих лет на планете в живых осталось совсем немного людей. И этим уже приходится уповать только на молодёжь, потому что сами они моложе не становятся, и до Перевала уже вряд ли кто из них дойдёт.

Это повесть о несбыточной надежде и о полу-Маугли нового мира. Только эти хотя бы знают, что они не часть новой планеты, а принадлежат другому миру. Но даже тут совершенно не очевидно, что им надо возвращение. Ибо в новом мире они знают всё, а в старом мире они будут никто, и их навыки выживания в опасном лесу никому на Земле не пригодятся, да и не произведут впечатление. Именно на подобном противопоставлении Кир Булычёв и строит повесть, ибо «взрослых» подростков всего трое — одна девушка Марьяна и два парня, Олег и Дик. Олег — олицетворение науки, интеллигенции. Он живёт знаниями прошлого, он жаждет увидеть эту волшебную Землю и её чудеса. Дик — настоящий Маугли, он охотник и боец, его всё устраивает, а Земля — это лишь детские сказочки стариков. Но при этом они ещё и подростки, и потому борются за единственную девушку.

Дик — признанный авторитет в Посёлке. Но когда команда доберётся до звездолёта, его опыт и знания окажутся совершенно ненужными там, зато Олег выйдет на первый план.

В этом и показан конфликт: что важнее — знания и умения, позволяющие выживать здесь и сейчас, или же память о прошлом и опыт былых поколений, который может позволить создать что-то новое, а то и вернуть прошлое?

Мне кажется, что Кир Булычёв изначально не задумывал продолжение. Потому оно и появилось лишь через года. И потому оно сильно и отличается от первой части. Но говоря о второй части книги, «За перевалом», я не смогу удержаться от спойлеров. Поэтому если вы не читали, но желаете, вероятно, лучше будет пропустить.

«Старики» в селении порой повторяют, что будущие поколения совсем одичают, и поход к кораблю, это шанс не только спастись самим, но и малая вероятность, что дети вернутся в цивилизацию. При этом лично мне кажется, что по законам природы у этого поселения просто нет будущего. Оно слишком мало, чтобы создать сколько-нибудь крупную колонию. Подростков, близких к детородному возрасту, всего трое. Есть ещё какое-то количество детей, но их общее количество, судя по описанию, даже до десятка не доходит. А ведь ещё и опасности окружающей среды неминуемо кого-то заберут. Возможно, «старики» боятся говорить это вслух, но тоже понимают.

И именно поэтому одни из них настойчиво толкают подростков на поиск, где ушедшие могут погибнуть, а остальные не очень сильно этому и сопротивляются. Кроме тех, которым уже всё равно.

И потому вторая часть — это настойчивая попытка снова сходить к кораблю. Поначалу это лишь желание найти что-то ещё, но настолько сильное, что в этот раз пытаются придумать нечто новое, что ни разу не пробовали ранее. Так заново изобретается воздушный шар.

И именно с его помощью выжившие внезапно замечают, что на планете кто-то появился. Они хотят верить, что ищут именно их. А если не ищут, им тем более важно дать о себе знать. И так рождается новая цель — добраться до новых землян, дать им знать, что здесь есть люди, которые их ждали много лет.

К сожалению, эта часть переворачивает с ног на голову почти всё, что было заложено в первой части.

Экипаж прибывшего на планету корабля, с моей точки зрения, показывает удручающую, почти полную профнепригодность. Они постоянно кичатся профессионализмом, и что на работе нет места сантиментам и ничему лишнему, но при этом саму свою работу выполняют совершенно по-идиотски.

Иначе я не могу объяснить безалаберность, с какой они изучают новую планету. Ну да, у тебя скафандр и бластер, а потому ты уверен, что за пределами защитного купола тебе всё нипочем. Хотя я бы сто раз по сторонам оглядывался перед каждым шагом. Бластер и скафандр — это отлично, но что ты будешь делать, если на тебя слон с дерева упадёт, например? Спасёт тебя скафандр? А тут ведь могут быть летающие слоны, ты ж никогда на планете не был. Или какое-нибудь растение тебя молниеносно лианами спеленает… Или какой мегапаук плюнет клейкой слюной и к месту прикуёт.

А эти гуляют, как на прогулке. Более того, ещё и скафандр снимают, словно никогда не слышали про бактерии, вирусы и всякую летальную мошкару (что, собственно, по ходу действия, им и аукается). Учёные такие учёные.

И вот такое разгильдяйство со стороны «спасателей» сразу ставит крест на всемогуществе и мудрости земной цивилизации, о которой старики так много рассказывают одичавшим детям в Посёлке. Если и их корабль состоял из таких же «профессионалов», странно, что вообще кто-то выжил, когда они лишились бластеров и скафандров при катастрофе.

Второе «фе» — это резкое прозрение Олега. Он вдруг стал сыпать гениальными идеями, как Энштейн на стероидах. И это лишь один из примеров «роялей в кустах», которыми обильно пересыпана вся вторая часть. Да, случаются неприятности, но тем не менее многое оказывается вовремя при почти нулевой вероятности.

Видимо, почувствовав тут перебор, ближе к концу второй части автор ушёл в другую крайность. И тут с героями начинают случаться неприятности одна за другой. И уничтожение корабля, и безумие от глупого вдыхания «ледяных блох», и совершенно глупое неприятие «обезьяны» за окном… Даже тут уже слишком.

А главное, вторая часть кардинально меняет идею. Да, когда появился реальный шанс вернуться на Землю, обострились вопросы, будут ли там нужны все эти дети-робинзоны. Но в целом книга резко превращается в подростковые приключения, в то время как первая часть была скорее социальной фантастикой. Здесь же размышления о будущем, о том, как мир примет молодых, оставлено за кадром. Это радость возвращения для «стариков». А нужно ли это молодым? Эта мысль бродит где-то на задворках.

Я по-прежнему считаю роман достойным произведением, и одним из лучших у Кира Булычёва. Но порой мне кажется, что ему стоило остановиться на «Перевале», и не делать из него «Посёлок».

Моя оценка: 4/5


P.S. Очень забавно читать фантастику тех лет, когда авторы пытаются представить быт будущего. В «Посёлке» улыбку вызывает фрагмент, как один из спасателей, доктор Павлыш (кстати, герой целого цикла произведений), очень переживает, не пропала ли его «библиотека»:

Но более всего хотелось отыскать контейнер, в котором лежали микрофильмы. Павлыш опасался, что, проверяя при погрузке багаж, Клавдия изъяла заветный ящичек, в котором Павлыш вез запас детективов и фантастических романов.

P.P.S. А если вы хотите узнать и другие произведения «не-детского» Булычёва, я рекомендую рассказ «Можно попросить Нину?», а также цикл «Великий Гусляр», который поднимает совсем не детские проблемы.

divider

Эта книга в магазинах:

Кир Булычёв «Посёлок»купить
Кир Булычёв «Посёлок»купить
Кир Булычёв «Посёлок»купить
Кир Булычёв «Посёлок»купить
Кир Булычёв «Посёлок»купить
Кир Булычёв «Посёлок»купить
Кир Булычёв «Посёлок»купить
divider

Один комментарий

Оставьте комментарий