Книга: Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Эх, тяжело писать про такую классику, которую уже все знают многие десятилетия. Но я всё же решил попробовать.

Дело в том, что «Понедельник начинается в субботу» — это самая первая книга братьев Стругацких, которую я читал. И было это в далёком детстве. Помню, что от некоторых эпизодов я прямо прыскал со смеху, стараясь этого не показывать, поскольку некоторые эпизоды приходилось читать в поликлинике в ожидании своей очереди на физиопроцедуры.

С тех пор книга сохранила флёр вечной радости и улыбки, и потому в зрелые годы я очень боялся перечитывать повесть: а вдруг воспримешь совсем не так, и эти детские впечатления угаснут? Тем не менее, второй раз книга тоже зашла с удовольствием, а теперь я прочитал её и в третий раз. Но теперь у меня была изначально задача — подумать, что в ощущениях и восприятии повести поменялось по сравнению с детством, а также после стольких лет, отделяющих быт героев книги от современных реалий.

Книга рассказывает о работе программиста в институте чародейства и волшебства. Ни много ни мало. Со всем антуражем советских институтов 60-70-х годов прошлого века.

Начну, пожалуй, с того, что совершенно неправильно считать эту книгу одним произведением. Да, это одна повесть. Но в ней три части, даже скорее новеллы, связанные одними героями. Потому что у меня нет ощущения цельности от повести. Там нет единой линии, нет единой истории. Да и заканчивается книга, откровенно говоря, ничем. Даже история дивана-умклайдета подвисла в воздухе, а уж какая суета вокруг него была!

Ближе всего у меня по ощущениям «Понедельник» тут к циклу о Великом Гусляре Кира Булычёва. Там тоже один город, одни герои, да и магии с мистикой хватает.

Но если вернуться к «Понедельнику», то тут даже новеллы очень сильно отличаются друг от друга.

Первая — это практически юмореска на основе идеи «а что, если все сказки — это не сказки?». Кот со склерозом, баба Яга в виде смотрителя дома-музея… На самом деле это прекрасно, и забывчивый кот со своими «Скажем, мнэ-э… Полуэкт…» — это вообще один из моих любимых персонажей в этой части. Да и эксперименты с неразменным пятаком отличны (у нас в детстве были неразменные «двушки», чтобы родителям из телефона-автомата звонить).

Вторая часть — сатира на псевдо-учёных, живущих за счёт демагогии, привлечения к себе внимания общественности. Профессор Выбегалло из повести — это типичный представитель таких горе-учёных. Ему наплевать на изобретения и работают ли они вообще, он их делает не ради этого, а чтобы прославиться. Да и делает больше руками безропотных ассистентов, сам же предпочитая красоваться перед камерами прессы. И попробуй ему откажи — сразу начнёт апеллировать к государственным лозунгам, переворачивать твои слова с ног на голову, и в итоге сделает ещё и тебя предателем идеалов Партии и Родины. Подобных ушлых деятелей и сейчас хватает, им даже звания академиков дают, награды и огромные гранты на производство мошеннических или, в лучшем случае, бесполезных открытий.

Третья же часть — наиболее близкая к классической научной фантастике. Да, антураж всё тот же. Но история уже становится намного серьёзнее. Главные герои вдруг решают разобраться в странном поведении их директора, Януса Полуэктовича, которое ранее воспринимали как должное, даже не задумываясь. Здесь есть и интересная гипотеза о сущности времени, и даже психологическая драма. Догадки героев никто прямо не подтверждает, но выглядят они чертовски логичными. И если это так, то даже не знаешь в конце, дар ли это для Януса, или проклятие.

В этой части для меня только очень чужеродным смотрелась история с путешествием главного героя в «описываемое будущее». Формально её можно считать связующим мостиком к догадке героев о причастности времени, но само это путешествие — словно попытка высмеять множественные книги того времени о будущем, их предсказуемость и однообразность. Наверное, в своё время было интересно, но спустя много лет кажется уже неким рудиментом, потерявшим актуальность.

Отдельно стоит отметить интересную идею с послесловием, где якобы настоящий программист Привалов описывает, о чём приврали авторы книги.

После прочтения я обсудил эту книгу с другими читателями, которые также знают её с детских лет. И в процессе обсуждения было поднято довольно много интересных вопросов, о которых в детстве даже не задумываешься.

  • Практически все главные герои книги — это молодёжь, которым ничего толком ещё не нужно. Это поколение тех, кто «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» и затем толпой на строительство БАМа в какую-то тьмутаракань. Вероятно, поэтому почти у всех из них нет и семей. Они живут радостью от работы, им интереснее быть в новый год с коллегами и решать научные загадки, а не праздновать с друзьями.
  • Более того, им даже не очень и хочется иметь семьи (ну, большинству). Для семейной жизни и друзей они оставляют дублей, то есть бездушных клонов, созданных выполнять заданную им задачу. И почему-то никого эта проблема не волнует. А как же чувства друзей, семьи? Этот вопрос остаётся за кадром. Как и друзья Александра Привалова, которых он с непонятной лёгкостью бросает в первой части книги, решая остаться работать в НИИЧАВО. Вчера друзья, а сегодня — люди, до которых уже нет никакого дела.
  • Выбегалло показан как нечистоплотный шарлатан. Но ведь можно посмотреть на него и другим взглядом — он отличный пиарщик, об институте в городе в основном знают благодаря ему. Понятно, что всем этим учёным слава среди этих простых человеков особо и не нужна. Но, может, если бы всю эту энергию Выбегалло попробовать пустить на пользу, он бы и не был таким нелюбимым негодяем? Продвигал бы работы института (пусть и ставя себе это в заслугу).
  • Интересно также, что у обитателей института смещённое ощущение зла. Да, у них сидит в клетке в вечном заключении Кощей Бессмертный. Но при этом профессор Хунта, в прошлом жестокий инквизитор, сделавший чучело из своего врага, — вполне уважаемый член общества.
  • Ну и что меня больше всего тронуло: все эти волшебники живут несравнимо долго, веками, а то и тысячелетиями. И как у них тогда складываются отношения с их близкими? Как они теряют любимых? Или именно поэтому они и не пытаются привязаться к обычным людям? Грустно это тогда.

Что ж, повтороное прочтение спустя много лет не убрало любовь к этой книге. Хотя воспринимается она теперь совершенно иначе, чем тогда, когда я был пионером и верил, что Советский Союз — лучшая страна в мире. Теперь ты уже видишь в ней другие нюансы. Но всё же для меня это хоть и хорошая, но теперь уже далеко не лучшая книга Стругацких. Другие времена — другие проблемы нас волнуют.

Моя оценка: 4/5

divider

Эта книга в магазинах:

Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»купить
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»купить
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»купить
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»купить
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»купить
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»купить
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»купить
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»купить
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»купить
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»купить
divider

Один комментарий

  • Много слышала об этой книге похвальных отзывов, лет пять назад прочла впервые. Честно говоря не поняла, почему ее относят к классике юмора. Возможно виной тому именно взрослое сознание — школьникам она действительно более интересна? Не знаю, но мне на троечку, при всем уважении к Стругацким. Читала их «Улитку на склоне» — тоже своеобразная вещь, но глубоко- мудрых вещей там много. Видимо, каждой книге свой возраст?? Хотя…. спорно это, если вспомнить Экзюпери или Кэррол.

    Нравится

Оставьте комментарий