Борис Акунин "Не прощаюсь"

34360725.cover_300 Ну что ж, по заверениям автора долгая история Эраста Фандорина подошла к концу. Хоронили-то его и раньше, в том же “Чёрном городе” его вроде бы прибили выстрелом в голову. Но именно сейчас Борис Акунин официально заявил, что всё, больше не будет приключений. Да и то сказать, пятнадцать полноценных книг вышло (а если по-другому считать, то и больше).

А начиналось всё с детектива “Азазель”, где восторженный юноша волею судьбы оказался втянут в тайный заговор всемирного масштаба. Честно, когда начался бум по Эрасту Фандорину, я долго относился к этому произведению настороженно, ибо не люблю следовать за модой. А потом вышел фильм, и я решил таки прочесть. И просто провалился. Я запоем прочитал всё, что вышло к тому моменту, а затем уже читал все новые книги незамедлительно после публикации.


Это действительно один из лучших циклов последних лет двадцати. И потому жаль, что история такого колоритного героя закончилась. И ещё более жаль, что завершающая книга скорее разочаровывает.

Эта тендеция была заметна и ранее, что чем ближе к “старости” главного героя, тем больше книги из детективных превращаются в приключенческие. Книга “Не прощаюсь” не стала исключением.

Тут собственно детективных историй и нет. Есть фоном пара расследований, но они так фоном и остаются, поскольку нет ни интриги, ни собственно расследования с версиями и их отработкой, нет дедуктивной составляющей. Даже сам Фандорин большую часть книги остаётся за кадром.

Здесь больше про печаль по утраченной стране, которой Фандорин всю свою жизнь служил верой и правдой, которую защищал как мог, да всё равно не уберёг.

Так же, как книга является последней про Эраста Фандорина, ровно так же она может считаться и одиннадцатой книгой из цикла “Смерть на брудершафт”, поскольку Алексей Романов (главный герой указанного цикла) в “Не прощаюсь” играет не меньшую, а то и большую роль, чем сам Эраст Петрович.

Да, книга сводит воедино всё то, что уже косвенно и прямо говорилось о судьбе Эраста Фандорина в других произведениях. Но приятного послевкусия не остаётся. Как я уже сказал, Фандорина тут нет, есть его призрак, жалкое подобие того человека, который лично мне полюбился за все эти годы.

Возможно, так и стоило показать закат его истории, но если первые несколько книг цикла я перечитывал несколько раз, то вот эту книгу перечитывать точно не захочется. Грусть сквозит на страницах, и грусть — это то, что остаётся после закрытия последней страницы этой книги.

Моя оценка: 3/5

Эта книга на Литрес: Борис Акунин “Не прощаюсь”

Добавить комментарий